Береги АКБ смолоду

 

 


 

Итак, при отсутствии возможности подзарядки во время хранения АКБ можно рекомендовать следующий способ. Электролит в аккумуляторе необходимо заменить 5-процентным раствором борной кислоты. Перед заменой электролита АКБ полностью заряжают, а затем сливают электролит в течение 15 минут. Затем ее сразу же промывают дважды дистиллированной водой, выдерживая воду по 20 минут. После промывки наливают раствор борной кислоты, заворачивают пробки с открытыми вентиляционными отверстиями, вытирают батарею и ставят на хранение. Саморазряд аккумуляторов с раствором борной кислоты практически отсутствует.

Блиц-справка

Для приготовления 5-процентного раствора борной кислоты необходимо в 1 литре дистиллированной воды, нагретой до 50...60оС, растворить 50 г борной кислоты. Раствор заливают в аккумуляторы при температуре 20...30оС.

Хранить батарею надо при температуре не ниже 0оС, поскольку заливаемый 5-процентный раствор борной кислоты может замерзнуть. А для ввода такой батареи в действие из нее выливают раствор борной кислоты в течение 15...20 минут и сразу же заливают сернокислый электролит плотностью 1,38...1,40 г/см3 для нашей зоны. После 40-минутной пропитки пластин электролитом АКБ можно устанавливать на автомобиль, если плотность электролита не уменьшилась ниже 1,24...1,25 г/см3. Если она стала ниже, следует откорректировать плотность отбором слабого раствора и добавлением электролита плотностью 1,40 г/см3.

Ведя разговор о заряде батареи, нельзя не упомянуть о контрольно-тренировочных циклах (циклы "заряд-разряд"). Если раньше они считались обязательными при постановке на хранение и вводе в строй после него, то сейчас взгляды на это изменились. Считается, что для исправной батареи проведение контрольно-тренировочных циклов вредно, поскольку они значительно сокращают срок ее службы. Проведение циклов "заряд-разряд" необходимо лишь в случае крайней необходимости (при устранении некоторых неисправностей АКБ).

Как видим, ничего сложного нет: технология достаточно простая. На практике, к сожалению, частенько встречается и другое (особенно -- у "старых" АКБ), а именно: одна или несколько банок "закипают" чуть ли не сразу же после подключения батареи к зарядному устройству. Причем плотность электролита не растет, а напряжение на аккумуляторах или батареи в целом после отключения от зарядного устройства быстро уменьшается и возвращается к исходному уровню. И здесь возникают извечные вопросы: "Что делать?" и "Кто виноват?"

Виноваты в этом заряды АКБ большими токами, домерзание электролита и т.п., а вследствие этого -- коробление пластин и высыпание активной массы из решетки; хранение батареи в теплом помещении и при высокой плотности электролита, глубокие систематические разряды и др., из-за чего происходит сульфатация пластин.

А теперь -- "Что же делать?" Осыпавшиеся пластины заменяют новыми в специальной мастерской. Иногда удается обойтись и без их замены -- достаточно промыть соответствующий аккумулятор дистилированной водой. Технология традиционна: слить электролит, один-два раза промыть банку, залить в нее электролит, зарядить батарею.

Восстановить емкость сульфатированных АКБ труднее, чем предупредить сульфатацию. Существует несколько способов борьбы с нею, но положительные результаты они дают не всегда.

Так, в последние годы в продаже появились различные жидкости, небольшая (1...3 см3 на аккмулятор) добавка которых в электролит полностью, как сообщают их производители, устраняет сульфатацию пластин, "превращая старую батарею в новую". Но, к сожалению, факты подтверждающие рекламу, пока не зафиксированы.

Несколько эффективнее способы, основанные на использовании электрического тока.

Способ первый -- простой. Электролит заменить дистиллированной водой и зарядить аккумулятор или батарею очень небольшим (примерно 0,01 емкости) током. При этом в банках степень сульфатации снижается и образуется электролит, который заменять не нужно. После двух часов зарядки ее прекращают на такое же время. А затем снова повторяют.

Доказано, что после одного-трех таких циклов степень сульфатации резко снижается.

Второй способ -- это, по существу, вариант первого: заряд выполняется так называемым асинхронным током, т.е. через выпрямитель, который собран не по "мостовой" схеме, а в виде одного диода, параллельно которому подключен резистор сопротивлением на порядок больше прямого сопротивления диода.

Третий способ -- наиболее трудоемкий, но в безвыходном положении его тоже можно применить. Он химический, включает следующие операции: заряд батареи в течение 2...3 часов, слив электролита из банок, двух-трехкратная их промывка дистиллированной водой, заправка 2,5-процентным (25 г на 1 л) раствором питьевой соды и выдержка в течение 2...3 часов, слив раствора, заправка 2...3-процентным раствором повареной соли, заряд батареи в течение 1 ч, слив раствора, промывка 4-процентным раствором питьевой соды, полный (из расчета 150-процентной емкости) заряд батареи, третья промывка банок, заправка их электролитом, полный (150-процентной емкости) заряд батареи.

Сказанное выше относится к бэушным батареям. А что же нужно предпринять, чтобы продлить жизнь новой АКБ до 4...5 лет. На что же обращать особое внимание?

Коротко об этом сказать трудно. В первую очередь, следует залить электролит, точно соответствующий не только климатической зоне, но и сезону эксплуатации. Если батарея будет работать только в теплое время года, то плотность электролита может быть 1,20 г/см3, а если до -15оС -- 1,24 г/см3 и т.д. Такая точность, безусловно, снизит скорость сульфатации пластин, следовательно, увеличит долговечность батареи.

На срок службы АКБ значительно влияет средняя степень заряженности, которая зависит от исправности реле-регулятора. Необходимо, чтобы эта величина поддерживалась не ниже 75%.

 

Блиц-справка

Установлено, что отклонение регулируемого напряжения на 10...12% вверх или вниз от оптимального сокращает срок службы батареи в 2...2,5 раза.

 

Из личного опыта могу рекомендовать следующее. Сначала отрегулируйте двигатель так, чтобы он легко заводился с полоборота. Это предохранит АКБ от глубокого разряда. При пуске двигателя стартером через аккумуляторную батарею проходит ток в несколько сот Ампер, что не способствует ее долговечности. Поэтому, чем легче пуск двигателя, тем лучше для АКБ: она прослужит дольше.

 

Блиц-справка

Сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1,5 раза.

 

Во-вторых, отрегулируйте при необходимости реле-регулятор, чтобы напряжение было в пределах 13,8...14,4 В. Это одно из важнейших условий. В-третьих, никогда не позволяйте снизиться уровню электролита в банках ниже требуемого.

 

Блиц-справка

Несвоевременная доливка в аккумуляторы дистиллированной воды может снизить срок службы батареи на 30%.

 

Эти простые советы, думаю, продлят жизнь АКБ. (За 20 лет эксплуатации автомобиля М-2140 мне пришлось уже поменять 4 батареи. Последний раз -- два года назад (на 18-м году "службы" автомобиля). Невероятно, но факт: одна из трех батарей проработала около 7 лет.)

Кроме этого, специалисты советуют при наличии зарядного устройства при любой возможности (например, на ночь) ставить аккумуляторную батарею на подзарядку малым током -- около 1...2 А. Для этого можно АКБ не снимать с автомобиля. Только эта операция, если ее проделывать регулярно, не реже одного раза в месяц, увеличивает срок службы батареи по крайней мере на год.

Из всего вышесказанного о новой батарее можно сделать вывод: береги АКБ смолоду, ибо восстановить ее маловероятно -- при этом необходимо преодолеть значительные трудности.


Хостинг от uCoz