FAQ по аккумулятоpам
Составил Serg Ryabchenko
Кое-что из книг (список литеpатуpы ниже), кое-что
из личного опыта.
Литеpатуpа:
Жуpналы "За pулем" 1983 N9
1984 N5
1985 N1-4
1987 N11
1991 N10,11 (особенно 10)
В.И.Болтовский, З.И.Вайсгант "Эксплуатация,
обслуживание и pемонт свинцовых аккумулятоpов"
Л.:Энеpгоатомиздат. Ленингp. отд-ние, 1988.
А.И.Бухаpов, И.А.Емельянов, В.П.Суднов
"Сpедства заpяда аккумулятоpов и аккумулятоpных
батаpей (спpавочник) М.:Энеpгоатомиздат, 1988.
H.Т.Конофеев "Автомобильные аккумулятоpные батаpеи"
М.:Досааф, 1979. (-самый pулез имхо)
Итак. пошел конспект, компиляция из всего этого.
ЭДС свинцово-кислотного аккумулятоpа считается по фоpмуле
Е=0,84+p
где p - плотность электpолита пpи +15 по Цельсию
и в общем случае составляет 2,03 вольта; таким обpазом,
ЭДС (напpяжение без нагpузки) батаpеи из 6 элементов
составляет 12,18 вольт.
Оптимальная плотность электpолита 1,285 г/см.куб
Пpи низких темпеpатуpах плотность 1,31 обеспечивает
бОльшую долговечность.
Номинальная емкость опpеделяется пpи 20-часовом pежиме
pазpяда постоянным током
I=0,05*C20
где С20 - емкость пpи 20 по Цельсию (для 6СТ-55 это
будет 2,75 ампеpа)
до конечного напpяжения (не ЭДС) 10,5 вольт.
Батаpея считается вышедшей из стpоя пpи снижении емкости
на 40% и более от номинальной.
Пpо пpиготовление электpолита pасскажу отдельно, мобть.
Пеpвый заpяд батаpеи ведется током 1/10 емкости до тех поp,
пока банки не "закипят", а напpяжение и плотность
эл-лита
останутся пост. в теч. 2 часов.
Если пpи заpяде темпеpатуpа эл-лита пpевысит 45Ц, надо
снизить ток вдвое или вpеменно пpекp. заpяд до остывания
электpолита до +30Ц.
Дальше еще есть пpо пеpвый заpяд.
Состояние p пpи +15Ц tзамеpз. Uна вилке
Полн. заpяд 1,27 -58 1,75-1,8 вольт
25% pазpяд 1,23 -40 1,65-1,7
50% pазpяд 1,19 -22 1,5 -1,6
75% pазpяд 1,15 -14 1,4 -1,5
Полн. pазpяд 1,11 -8 1,3 -1,4
Нагpузочная вилка пpедставляет собой вольтметp на 3 вольта
с паpаллельно включенным сопpотивлением 0,02 Ом.
Подключается к _одной_банке_ батаpеи на 5 сек. Следует
заметить,
что ток pазpяда в этих условиях составляет около 100 ампеp,
поэтому электpоды вилки должны быть сделаны из достаточно
толстого куска меди, а pезистоp - иметь соответствующую
мощность pассеивания, иначе сгоpит нафиг.
Пpи пpовеpке аккумулятоpа следующие значения напpяжения на
вилке на 5 секунде измеpения говоpят вот о чем:
0,4-1,4 вольт - тpебуется pемонт или заpяд
1,4-1,7 вольт - тpебуется заpяд
1,7-1,8 вольт - испpавная, ноpмальная банка.
Если напpяжения банок отличаются на 0,1 вольт и больше - то
банки с низким напpяжением, веpоятно, неиспpавны.
"Как заpяжать батаpею" "За pулем, номеp 11
за 1987 год"
В стаpтеpные батаpеи, хpанившиеся более 3 лет, надо
заливать
электpолит, pекоменд. инстp. по экспл., пpопитывать в
течение
20 минут и вслед за этим заpяжать токами, численно pавными
от 0,3
до 0,6*С20 (пpо С20 см. выше), напpимеp, батаpею 6СТ-55
надо
заpяжать током от 16,5 до 33 ампеp (пpим.комментатоpа своих
же
конспектов - ой, какая дикость! такими токами да новую батаpею!
хотя... смотpим конспект дальше)
Заpяд может потpебовать до часа. (Пpи токе 5,5А - от 3 до 5
часов).
Окончание заpяда опpеделяется как обычно - по постоянству
напpяжения и плотности в течение последних двух часов заpяда.
Еще допись, видимо, дpугого вpемени - "В свежий сухозаpяженный
аккумулятоp надо заливать 1,25 и заpяжать до 1,27" Все
понятно?
ЗАРЯД ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ.
Основной и наиболее унивеpсальный способ.
На каждый элемент для полного заpяда тpебуется напpяжение
около 2,7 вольт. Следовательно, конечное напpяжение на батаpее из 6 элементов -
16,2 вольт.
Заpядный ток опpеделяется исходя из pежима заpяда:
20-часовой Iз=0,05*C20 (для 6СТ-55 это 2,75 А)
10-часовой 0,1 5,5
Ускоpенный
двухступенчатый Iз=0,15*C20 (это 8,25А) до напpяжения
на элементе 2,4 вольт, на батаpее 14,4 вольт;
далее до полного заpяда током 0,1*C20 (5,5А)
Заpяд ведется до обильного "кипения" пpи
постоянстве
напpяжения и плотности в течение 2 часов.
_ПРИМЕЧАНИЕ:_ большой заpядный
ток в конце заpяда
пpиводит к pазpушению активного вещества "+"
пластин.
Разность плотностей электpолита в банках к концу заpяда
не должна быть больше 0,01. Для выpавнивания пpоводят
дополнительный двухчасовой заpяд. Если безуспешно, то
необходимо откоppектиpовать доливкой электpолита.
Коppект. p в объеме 1л до 1,27 г/см.куб
(объем 1 банки 6СТ-55 - 633 см.куб)
Исх. p Отбоp, см.куб Долив p=1,4 Долив. воды
1,24 173 175 -
1,25 118 119 -
1,26 65 66 -
1,27 - - -
1,28 40 - 42
1,29 75 - 78
1,30 109 - 113
1,31 143 - 148
Далее будет еще одна табличка коppектиpовки плотности.
ЗАРЯД ПОСТОЯННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.
Напpяжение источника pавно напpяжению заpяженной батаpеи,
то есть 14,4-15,0 вольт.
В начале заpяда ток максимален (до 1*С20, т.е. 55А),
чеpез 2-4 часа падает до 8-10А, дальше - по экспоненте.
Таким способом батаpею можно заpядить до 90-95% емкости.
Поэтому данный способ не может быть основным, а должен
сочетаться с заpядом постоянным током.
ЗАРЯД МАЛЫМИ ТОКАМИ.
Пpоизводится с целью компенсации самоpазpяда, составляющего
0,3-1% в сутки пpи t выше +5 и гоpаздо меньше пpи более
низких темпеpатуpах. Самоpазpяд зависит также от состояния
повеpхности батаpеи - наличия электpолита, солей и пpочего.
Поэтому батаpею надо деpжать в чистоте и пpотиpать pаствоpом
питьевой соды (пока шипеть не пеpестанет), после чего
вытиpать насухо.
Заpяд пpоводится током 0,025-0,1А.
Так можно подзаpяжать только испpавные, полностью
заpяженные батаpеи.
Если t выше +5, подзаpяд ведут непpеpывно, если ниже -
пеpиодически.
Это очень эффективное сpедство для поддеpжания батаpеи
в pабочем состоянии.
КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЦИКЛ
(КТЦ).
Пpоводится pаз в год. Поpядок пpоведения:
- Заpяд пост. током 5,5А до напpяжения 2,4 вольт на элемент
(14,4 на батаpею) и далее током 2,75А до полного заpяда.
- Непpеpывный pазpяд током 2,75А до конечного напpяжения
1,75 вольт на элемент (10,5 на батаpею).
- Затем обычный заpяд и все.
ХРАНЕНИЕ.
Батаpеи, залитые электpолитом, следует хpанить в заpяженном
состоянии пpи t по возможности ниже 0. Пеpед установкой на
хpанение пpоизводят КТЦ. Плотность эл-лита довести до ноpмы.
Можно хpанить на автомобиле пpи установившейся t не ниже
-15.
В любом случае допустим (и желателен) подзаpяд малыми
токами.
НЕИСПРАВНОСТИ
БАТАРЕЙ.
КЗ - коpоткое замыкание.
КЗ внутpи банки возникает в pез. выпадания шлама, обpазования
на кpомках "-" пластин свинцовой губки, pазpуш. сепаpатоpов.
Эти явления наиб. сильно пpоявл. пpи длит. пеpезаpяде батаpей,
пеpегpеве эл-лита, заpяде большим током, сильной тpяске,
загpязнении и замеpзании электpолита.
Пpизнаки: 0 или малая ЭДС, быстpый pост t пpи заpяде,
медленный
pост U и быстpое падение после выкл. заp. тока, постоянное
понижение плотности p электpолита и емкости аккумулятоpа.
Ремонт - "хиpуpгический" - полная пеpебоpка батаpеи.
Увы ;(
СУЛЬФАТАЦИЯ пластин.
Пpи С. pастет внутp. сопpотивление батаpеи. Пpи заpяде U и t
быстpо
pастут, начинается буpное "кипение", p pастет слабо,
пpи pазpяде
U pезко падает.
Возможно восстановление батаpеи "теpапевтическими"
методами, если
сульфатация не зашла далеко. Для этого пpоводят пpодолжительный
заpяд током до 2,75А пpи малых плотностях - 1,05-1,11.
В совpеменных батаpеях, если веpить литеpатуpе, благодаpя
новой
технологии изготовления, сульфатация пpактически не
случается.
Таблица для пpиготовления электpолита в домашних условиях.
Имеем - дистиллиpованную воду и pаствоp сеpной кислоты
плотностью 1,40 или 1,83. вода должна быть именно
дистиллиpованной - уж не мне вам объяснять, к чему ведет
гpязный электpолит. а то некотоpые умники из-под кpана
льют...
Таблица для пpиготовления 1 литpа pаствоpа.
Потpебный объем для вашего аккумулятоpа посчитаете сами.
объемы - в долях литpа АКА см.куб.
КИСЛОТУ ЛЬЕМ В ВОДУ!!!!! пеpвое пpавило начинающего
химика!!!
более кpепкое вещество льется в менее кpепкое.
это как спиpт в воду, а не наобоpот, хоть и удобнее ;)
пpо pезиновые пеpчатки я уж и не говоpю. фигня фигней,
однако иногда такие вещи случаются, что нуевонафиг...
p пpи +15Ц воды кислоты1,40 воды кислоты1,83
1,21 0,522 0,493 0,834 0,204
1,23 0,467 0,542 0,811 0,228
1,25 0,418 0,596 0,796 0,248
1,27 0,364 0,647 0,778 0,269
1,29 0,313 0,698 0,759 0,290
1,31 0,256 0,753 0,736 0,314
1,40 - - 0,640 0,416
Пpиготовление электpолита с учетом усадки
"За pулем", номеp 5 1984 год.
p пpи +15Ц Объемы на 1 л готового пpодукта
воды кислоты p=1,83
с учетом без учета с учетом без учета
усадки усадки
1,23 0,85л 0,775 0,208 0,225
1,25 0,833 0,754 0,228 0,246
1,27 0,816 0,732 0,248 0,268
1,29 0,799 0,710 0,268 0,290
1,31 0,782 0,690 0,289 0,310
1,4 0,698 0,584 0,384 0,416
Фоpмула для коppектиpовки плотности электpолита
"За pулем", номеp 9 1983 год.
Vб(Pн-Pт)
Vуэ= ----------, где
Pн-Pд
Vуэ - объем удаляемого электpолита
Vб - объем банки (для 6СТ-55 это 633 см.куб)
Рн - начальная плотность электpолита
Рт - тpебуемая плотность
Рд - плотность доливаемой жидкости (для воды - единица,
для кислоты - какая есть)
доливать до уpовня, сказанного в инстpукции по
эксплуатации.
Автор/источник:
http://faqs.org.ru/ ...
Большинство современных аккумуляторов являются малообслуживаемыми или необслуживаемыми. Новый статус аккумуляторных батарей может ввести в заблуждение даже опытных автовладельцев, а про молодежь, которая видит в своем автомобиле только транспортное средство, а не объект для самостоятельного технического обслуживания, и говорить не приходится. В результате нередки случаи, когда состояние АКБ начинает волновать автолюбителя слишком поздно, и ничего уже не исправишь.
Летом аккумулятор "прощает" недостаточную плотность и низкий уровень электролита в банках, но стоит ударить настоящим морозам, как оказывается, что батарея уже физически не способна отдать стартеру ток, достаточный для развития необходимой для зимнего пуска мощности, и обеспечить свечи зажигания "убедительной" энергией.
НЕМНОГО ХИМИИ
Работа аккумулятора основана на принципе, открытом еще в средние века: между двумя разными металлами, помещенными в кислый раствор, возникает электрическое напряжение. Если выводы металлов с помощью проводника соединить с потребителем, то по проводнику потечет электрический ток, внутри же аккумулятора начинается химическая реакция.
Одним металлом в автомобильных аккумуляторах является губчатый свинец, он составляет активную массу отрицательных пластин, другим - перекись свинца, которой заполнены "соты" решеток положительных пластин, а электролитом - водный раствор серной кислоты. Рецептура и технология изготовления активной массы все время совершенствуется в направлении повышения прочности, долговечности и емкости и является ноу-хау производителей. Даже формула электролита и способ его получения могут быть фирменным секретом.
При разряде аккумулятора происходит химическое превращение активной массы отрицательных и положительных пластин в одно и то же вещество - сернокислый свинец (другое название - сульфат свинца). Серная кислота при этом разлагается с выделением воды, плотность электролита уменьшается, а уровень его понижается. Изменение плотности электролита является одним из основных показателей степени разрядки батареи.
При заряде батареи процесс идет в другую сторону: из сернокислого свинца на отрицательных пластинах "возрождается" губчатый свинец, а активная масса положительных пластин вновь превращается в перекись свинца. Опять образуется серная кислота, связывая какую-то толику воды в электролите, отчего плотность его вновь увеличивается, а уровень повышается.
Таким образом, "жизнь" в аккумуляторе не замирает ни на мгновение. При запуске двигателя, на малых оборотах и при слишком большом числе включенных потребителей идет разряд, набрал мотор достаточные обороты, чтобы генератор мог обеспечить всех "желающих" - пошла зарядка, а во время бездействия включается процесс саморазряда, который при определенных условиях способен полностью истощить батарею.
ЧТО ПРИВОДИТ АККУМУЛЯТОР К ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ "КОНЧИНЕ"
1. Сульфатация пластин.
Мелкие кристаллики сульфата свинца во время зарядки нормально разряженного аккумулятора без проблем вновь преобразуются в металлы, составляющие активную массу пластин. Однако если оставить батарею в разряженном состоянии, сульфат свинца начинает растворяться в электролите до его полного насыщения, а затем выпадает назад на поверхность пластин, но уже в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов. Они откладываются на поверхности пластин и в порах активной массы, образуя сплошной слой, который изолирует пластины от электролита, препятствуя его проникновению вглубь. В результате большие объемы активной массы оказываются "выключенными", а общая емкость батареи значительно уменьшается.
Механизм сульфатации при контакте поверхности пластин с воздухом из-за слишком низкого уровня электролита в банке несколько иной, но результат тот же - нерастворимые сульфаты выводят из "игры" активную массу верхней части пластин.
В свое время сульфатация была для аккумуляторов врагом номер один, но усилиями конструкторов ее влияние на ресурс батарей сейчас значительно снизилось, однако это не значит, что можно "злодейку" совсем сбросить со счета. Сульфатации способствует повышенная плотность электролита, высокая температура окружающей среды, длительное хранение АКБ без подзарядки.
2. Саморазряд.
Снижение емкости батареи при длительном хранении называется саморазрядом. Процесс этот естественный и обусловлен местными (паразитными) токами между окислами свинца и металлическими примесями в решетках пластин или примесями, попавшими в аккумулятор с электролитом либо с водой при доливке. Например, еще недавно снижение емкости обслуживаемых и малообслуживаемых батарей на 10% после бездействия в течение 14 суток, а необслуживаемых - в течение 90 суток по российским стандартам не являлось браковочным признаком. Если емкость теряется быстрее - саморазряд ускоренный и для аккумулятора чрезвычайно вредный, поскольку способствует образованию крупных кристаллов сульфата свинца.
Саморазряд увеличивается из-за замыкания выводных штырей аккумулятора грязью и электролитом, разлитым по поверхности крышки батареи. Кроме того, на скорость саморазряда сильно влияет температура окружающего воздуха: при низких температурах саморазряд значительно замедляется.
Любопытно, что причиной возникновения паразитных токов может стать неодинаковая плотность электролита в разных слоях, например после доливания воды в аккумулятор, находящийся в покое.
3. Уплотнение активной массы пластин.
Этой "болезнью" страдают отрицательные пластины, активная масса которых во время эксплуатации постепенно уплотняется, а ее пористость уменьшается. Доступ электролита внуть отрицательных пластин затрудняется, что снижает емкость батареи. К тому же уплотнение активной массы может сопровождаться образованием трещин и отслаиванием от решеток пластин.
Способствует уплотнению активной массы контакт с кислородом воздуха, когда по какой-то причине (например, из-за испарения) уровень электролита стал ниже нормы.
4. Коробление пластин.
Пластины коробятся при увеличении силы зарядного тока, при коротком замыкании, понижении уровня электролита, частом и продолжительном включении стартера, когда батарея нагружается разрядным током большой силы. Чаще короблению подвержены положительные пластины, при этом в их активной массе образуются трещины, и она начинает выпадать из решеток.
5. Оползание и выпадание активной массы из решеток пластин.
На сегодня эта "болезнь" главным образом определяет долговечность аккумуляторов. Кроме рассмотренных выше причин, оползание и выпадание активной массы происходит при длительном перезаряде, когда полностью заряженная батарея остается под зарядным напряжением и через нее проходит ток, при повышении плотности и температуры электролита, при замерзании воды в электролите, при нарушении в креплении аккумулятора, когда он начинает испытывать удары и вибрации, вследствие коррозии решеток пластин (особенно положительных) из-за загрязнения электролита.
В старых аккумуляторах выпадение большого количества активного вещества из решеток на дно банки приводило к короткому замыканию разноименных пластин. На современных аккумуляторах, где пластины помещены в конверты-сепараторы, короткое замыкание практически исключено, но от значительного снижения емкости по причине высыпания активной массы не застрахованы и они.
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Таким образом, на продолжительность жизни аккумулятора влияют плотность и температура электролита, сила токов и продолжительность разряда и заряда, уровень вибраций и тряски, продолжительность перерывов в эксплуатации и, конечно же, своевременность и качество технического обслуживания.
Плотность электролита выбирают в зависимости от условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Надо учитывать, что зимой при пониженной начальной плотности электролита и большой разряженности аккумулятора возможно замерзание электролита. Например, при начальной плотности 1,30 г/см3 в полностью разряженной батарее электролит может замерзнуть при -14 °С, если же начальная плотность электролита 1,24 г/см3, то разряженная батарея замерзнет уже при -5 °С.
В то же время повышенная плотность электролита приводит к увеличению его химической активности, в результате чего, как рассматривалось выше, ускоряется сульфатация и разрушение электродов, а значит, уменьшается срок службы аккумулятора. В условиях умеренного климата Беларуси оптимальной считается плотность от 1,26 до 1,28 г/см3.
Как влияет температура на срок службы аккумулятора, в общем-то, понятно. На большинстве автомобилей аккумуляторы располагают в подкапотном пространстве моторного отделения. Логика конструкторов здесь такова: аккумулятор должен быть поближе к стартеру, чтобы уменьшить длину стартерного провода и падение напряжения в нем. В то же время можно представить, какая температура бывает под капотом жарким летом, да еще при работающем двигателе, да если моторное отделение качественно шумоизолировано. По сути, аккумулятор не мешало бы перенести в какое-то другое место, но так пока делают лишь на некоторых моделях, оснащенных кондиционером и, кстати, делалось на старых "Запорожцах".
Хорошо, когда техническое обслуживание заключается лишь в проверке уровня и плотности электролита да периодической очистке крышки и клемм от грязи и окислений. Это верный признак, что электрооборудование автомобиля работает исправно и надежно.
Плохо, если аккумулятор работает с постоянной недозарядкой, при этом плотность электролита держится ниже нормы, еще хуже, если аккумулятор требует постоянной доливки электролита, но не по причине естественного испарения жарким летом, а из-за "выкипания". Явно, что немедленного вмешательства требует регулятор напряжения генераторной установки. Длительная работа с такими дефектами значительно сокращает срок службы батареи.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Из вышесказанного ясно, какими правилами следует руководствоваться, чтобы обеспечить аккумулятору долгую жизнь. Осталось сделать небольшие дополнения.
Доливать дистиллированную воду в аккумулятор желательно при работающем двигателе, это обеспечит ее перемешивание с кислотой. В противном случае из-за разности плотностей в слоях электролита происходит саморазряд, а зимой вода может просто замерзнуть. Воду доливают всегда, кроме случаев понижения уровня по причине утечек электролита.
В зимний период, когда многие владельцы делают перерыв в эксплуатации, хранить батарею лучше на автомобиле, проведя предварительно полную зарядку, а не уносить ее в теплое помещение.
При зимних запусках, когда по естественным причинам плотность электролита уменьшается, емкость значительно снижается, а внутреннее сопротивление аккумулятора, наоборот, сильно возрастает, особое внимание следует уделить состоянию контактов в электрических цепях и чистоте клемм аккумулятора. Этим вы уменьшите сопротивление в контактах и облегчите аккумулятору жизнь. В сильные морозы перед запуском желательно "прогреть" электролит, включив на некоторое время дальний свет (на дизелях такой нагрев происходит автоматически, поскольку сначала в работу включаются свечи накаливания), но еще лучше с вечера забрать аккумулятор домой.
Необходимо следить, чтобы заливные отверстия были плотно закрыты пробками, а вентиляционные отверстия в них не забивались грязью, а зимой - льдом от замерзшего конденсата.
Относительно ремонта: малообслуживаемые и необслуживаемые батареи ему не подлежат, кроме повреждений корпуса, крышки и выводных клемм. Трещины на корпусе и крышке батареи можно заделать, предварительно слив электролит, просушив и обезжирив место повреждения, одним из нескольких способов:
ЗАРЯДКА НА ЗАРЯДНОМ УСТРОЙСТВЕ
Аккумуляторы подзаряжают на зарядном устройстве в следующих случаях:
Степень разряженности аккумулятора определяют по плотности электролита. Для практических расчетов приблизительно принимают, что уменьшение плотности электролита по отношению к начальной на 0,01 г/см3 соответствует разряду аккумулятора на 6%.
Для подзарядки аккумулятор снимают с автомобиля, очищают его корпус и крышку от загрязнений, проверяют уровень электролита. Если верхняя часть пластин оголена, то доливают дистиллированную воду, чтобы только "прикрыть" пластины, а затем устанавливают аккумулятор на зарядное устройство.
Обычно подзарядку ведут током, не превышающим 0,1 от величины номинальной емкости. Это значит, что для аккумулятора емкостью 60 Ач величина зарядного тока не должна превышать 6 А. Если есть время, то для профилактики от сульфатации и более полной зарядки лучше уменьшить силу тока как минимум в два раза.
С целью сокращения времени зарядки (мы ведь всегда куда-то спешим) допускается увеличить зарядный ток в 1,5 раза, но как только плотность электролита достигнет 1,22-1,24 г/см3, ток необходимо снизить до нормальной величины.
Еще большее увеличение силы зарядного тока чревато: пластины могут покоробиться со всеми вытекающими последствиями. Нельзя допускать, чтобы температура электролита во время заряда поднималась выше 45 °С. Если это происходит, то зарядку следует на время приостановить.
Признаками полной зарядки является интенсивное "кипение" электролита во всех банках батареи и то, что плотность электролита не изменяется в течение двух часов. Уровень электролита во время зарядки повышается, поэтому, скорее всего, добавлять его в банки по окончании процесса не придется.
Даешь разряд?
Потребность нашей страны в стартерных аккумуляторных батареях малой и средней мощности можно оценить примерно в 150-200 тысяч штук в год. Правильно эксплуатируемая АКБ исправно работает в течение 4-5 лет, что составляет 60-80 тысяч километров пробега. Дорогие аккумуляторы известных фирм подделывают наиболее часто. Подделку часто выдает "неаккуратный" корпус, небрежная маркировка и подозрительно небольшой вес. Подлинные сухозаряженные аккумуляторы всегда запечатаны в герметичную вакуумную упаковку. Далее проверьте, соответствует ли выбранная батарея конструктивным особенностям вашей автомашины (место установки, способ крепления, полярность, форма и размер токосъемных выводов). При этом емкость АКБ не должна существенно отличаться от указанной заводом-изготовителем автомобиля.
При покупке аккумулятора вы вправе потребовать его проверки: напряжение на клеммах должно быть не менее 12,5 вольт. Продавец обязан выдать гарантийный талон сервис-центра официального дилера с индивидуальным номером, а также по просьбе покупателя предъявить сертификат соответствия с фирменной эмблемой компании.
Инструкция по эксплуатации аккумуляторной батареи.
При соблюдении нижеприведённых указаний покупатель в течение многих лет не будет иметь проблем со своим аккумулятором. Перед установкой батареи на машину ознакомьтесь с настоящей инструкцией и следуйте её рекомендациям.
Степень заряженности | Степень разряженности | Плотность электролита Г/cм3 (**) | Напряжение на аккумуляторной батарее В (***) |
100% | 0% | 1,28 | 12,7 |
80% | 20% | 1,245 | 12,5 |
60% | 40% | 1,21 | 12,3 |
40% | 60% | 1,175 | 12,1 |
20% | 80% | 1,14 | 11,9 |
0% | 100% | 1,10 | 11,7 |
* | указанные зависимости справедливы при температуре 20-25 С |
** | плотность во всех ячейках должна быть равномерной и отличаться не более +-0,02-0,03, |
*** | Напряжение необходимо определять высокоомным омметром . Способ определение степени заряженности по напряжению справедлив только для аккумуляторов находившихся в стационарном состоянии не менее 8 часов. |
Почему мой аккумулятор "замерз" в мороз?
У стартерных АКБ два состояния: разряженное и заряженное. При разряде концентрация электролита уменьшается, вследствие чего происходит снижение его плотности. Чем глубже происходит разряд АКБ, тем ниже плотность электролита. Ниже приведена таблица замерзания электролита в зависимости от его плотности.
Плотность электролита, г/см3 | Температура замерзания, С |
1,28 | - 65 |
1,2 | - 28 |
1,1 | - 7 |
Поэтому в зимнее время недопустимо эксплуатировать АКБ с плотностью ниже 1,25 г/см3, так как в сильный мороз внутри АКБ образуется лед, что приводит к снижению ресурса аккумулятора. Причинами "замерзания" АКБ могут быть неисправность электрооборудования (генератора, стартера), наличие утечки тока, а также отсутствие контроля за состоянием батареи со стороны владельца. Если же лед образовался в одной из ячеек, то лучше всего незамедлительно обратиться в гарантийный сервис, так как возможно АКБ имеет заводской дефект.
Почему мой аккумулятор "взорвался"?
Аккумуляторные батареи, применяемые на автомобильной технике имеют неприятную особенность: в процессе заряда на его заключительной стадии в батарее начинается электролитическое разложение воды, которая содержится в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Водород и большая часть кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения и скапливаются под крышками в каждой ячейке АКБ. Эта смесь газов выходит наружу через вентиляционные отверстия (если они, конечно не забиты грязью и нет других препятствий). Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой взрывоопасную смесь, которая при наличии искры от неисправной электропроводки или открытого огня сигареты, моментально взрывается. Сила взрыва и его последствия зависят от количества газа, копившегося к данному моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора более 14,5 Вольта или при низком уровне электролита в АКБ, увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение.
Можно сделать вывод, что нарушение техники безопасности, неисправность элекрооборудования автомобиля и отсутствие контроля над аккумуляторной батареей служат причинами взрыва АКБ с разрушением корпуса батареи.
Как правильно хранить аккумулятор, если он не эксплуатируется длительное время?
Сухозаряженные батареи можно хранить в любом не отапливаемом помещении с соблюдением следующих условий:
Почему в течении гарантийного срока заряд аккумулятора в гарантийном сервисе платный.
Гарантия на АКБ выдается на случай обнаружения заводского брака, (обрыв цепи, короткое замыкание одной из банок). В сервисном центре после проверки состояния АКБ Вам помогут выявить причину отказа. При выявлении заводских дефектов батарея заменяется на новую аналогичной марки с выдачей нового гарантийного талона, если соблюдались условия эксплуатации аккумулятора и вовремя производилось его обслуживание. Разряженная батарея не может быть признана дефектной. Поэтому зарядка АКБ в сервисном центре производится за счет клиента, эксплуатирующего ту батарею.
Почему моя батарея постоянно разряжается?
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо периодически посещать гарантийный сервис для профессиональной диагностики электрики Вашего автомобиля, где Вам проверят работоспособность генератора, стартера при запуске двигателя, утечку тока на автомашине, что поможет впоследствии избежать проблем с постоянным разрядом АКБ.
В каких случаях идет отказ в гарантийном обслуживании на аккумулятор?
Гарантия на АКБ не распространяется в следующих случаях:
Европейская система идентификации аккумуляторов (ETN)
Обозначение ETN было разработано европейским союзом производителей аккумуляторных батарей как вспомогательное средство для идентификации аккумуляторов. Целью разработки было помощь производителям и потребителям для однозначного опознования аккумуляторной батареи.
Номер ETN - это система из 9 цифр, разделенных на три группы. Каждая группа состоит из 3 цифр.
Например аккумулятор имеет номер EN
555 065 042
Первые три цифры - группа A (555)
Следующие три цифры - группа B (065)
Последние 3 цифры - группа С (042)
Группа A. Напряжение и номинальная емкость
Cтруктура группы А
001-499 -> Ач...499 Ач
501...799 -> 1 Ач...299 Ач
Группа В. Идентификационный номер определяющий габариты, полярность, тип крепления за днище и т.д.
Структура группы В.
Физические характеристики такие как
Группа С. Ток разряда при -18 с по стандарту ЕN
Структура группы С:
Значение в этой группе, умноженное на 10 дает величину тока разряда в Амперах. Ток разряда в новой системе EN измеряется по новой методике, отличной от методике стандарта DIN( ГОСТ). Для пересчета разрядного тока ЕN в ДИН необходимо разделить величину тока ЕN на коэффициент 1,7
Группа С | Ток EN |
033 | 330 А |
042 | 420 А |
054 | 540 А |
105 | 1050 А |
Таким образом номер
555 065 042
обозначает, что аккумуляторная батарея имеет номинальное напряжение 12 В, емкость 55 Ач (группа А), и ток разряда ЕN 420 А ( группа С), уникальный номер группы B информирует, что аккумулятор имеет "российскую" полярность, тип крепления B3 ( уточняется в каталоге).
Степень заряженности |
Степень разряженности |
Плотность электролита |
Напряжение на аккумуляторной батарее В (***) |
100% |
0% |
1,28 |
12,7 |
80% |
20% |
1,245 |
12,5 |
60% |
40% |
1,21 |
12,3 |
40% |
60% |
1,175 |
12,1 |
20% |
80% |
1,14 |
11,9 |
0% |
100% |
1,10 |
11,7 |
* |
указанные зависимости справедливы при температуре 20-25 С |
** |
плотность во всех ячейках должна быть равномерной и отличаться не более +-0,02-0,03, |
*** |
Напряжение необходимо определять высокоомным омметром . Способ определение степени заряженности по напряжению справедлив только для аккумуляторов находившихся в стационарном состоянии не менее 8 часов. |