Можно ли восстановить работоспособность аккумуляторной батареи?


Владимир Корницкий. Авто Центр

К сожалению, даже те автолюбители, которые следят за состоянием своих машин, не балуют вниманием аккумуляторы.

Проверить уровень и плотность электролита или подзарядить батарею им недосуг – до тех пор, пока автомобиль не откажется заводиться. В результате обнаруживается, что в банках практически сухо, а порция свежего электролита редко способна вернуть батарею к нормальной жизни.

При таком отношении аккумуляторные батареи приобретают целый “букет” болезней. Возникает естественный вопрос – сколько она еще протянет? В такой ситуации АКБ “по желанию трудящихся” может быть подвергнута испытанию: контрольному циклу (КТЦ) разряда (9% от номинальной емкости АКБ).

После полного заряда и выравнивания плотности АКБ подключают к разрядному устройству (РУ), состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра. Основное условие проведения данной операции – поддержание постоянного разрядного тока до момента уменьшения напряжения на клеммах АКБ до 10,2 В. Когда это значение ниже, разряжать свинцово-кислотные АКБ недопустимо. Поэтому в процессе разряда нужно постоянно контролировать ток, напряжение и температуру электролита (25 ± 50С). Первое измерение проводят в начале разряда, второе – через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерение проводят каждые 15 мин. И далее непрерывно, чтобы уловить момент окончания разряда.

Может оказаться, что АКБ такое “испытание” не поможет. Тогда “лечить” больного следует тренировочными циклами разряда-заряда (двумя или тремя), причем между циклами необходим перерыв не менее одного часа. Этим способом можно повысить активность электродов, если процессы старения не зашли слишком далеко. Профилактически такую процедуру старой АКБ достаточно проводить 2 раза в год – весной и перед зимним сезоном.

Время идет и вы замечаете, что к снижению энергоотдачи АКБ добавляется не только падение плотности электролита. Температура в банках при заряде поднимается выше допустимого, а напряжения зарядного устройства не хватает для установки номинального тока заряда. Такое явление – признак очень глубокой сульфатации пластин.

Последний шанс в такой ситуации – вылить из всех банок электролит, залить дистиллированную воду и в течение 4-х часов произвести заряд током, равным половине обычного. Далее воду заменяют на свежий электролит с плотностью 1,26 г/см3 и проводят полный заряд АКБ. В заключение выравнивают плотность электролита во всех банках и проводят дополнительную подзарядку в течение 30 мин.

Долговечность АКБ

Здесь точных данных нет. Обычно срок службы АКБ не превышает 7 - 8 лет.

При этом решающее значение имеют: конструкция; технология и качество изготовления; условия и интенсивность эксплуатации; своевременность и качество техобслуживания.

Окончанием срока службы АКБ считается снижение емкости до 30-40% от номинальной, а также уменьшение продолжительности стартерного разряда наполовину.

Рабочие процессы внутри АКБ, усугубляющиеся токами электролита, агрессивной средой и эксплуатационными ошибками, приводят к развитию необратимых явлений: коррозия пластин; оплывание активной массы электродов; коробление несущей основы; внутреннее короткое замыкание; прорастание сепараторов; ускоренный саморазряд (потеря АКБ одного и более процентов емкости в день); сульфатация электродов.

К сожалению, из всех дефектов восстановлению поддаются только последние два – и то частично.

Поэтому главным условием долговечности АКБ остаются строгое соблюдение правил эксплуатации и грамотное техобслуживание.

Следуя всем перечисленным советам, можно продлить жизнь трудяге-аккумулятору не на один год, а полученные навыки принесут моральное удовлетворение и заслуженное уважение “гаражного братства”.


Хостинг от uCoz