Аккумулятор - реанимация


Можно ли восстановить работоспособность аккумуляторной батареи? И сколько служат АКБ? Виталий Козин, г. Сарны

К сожалению, даже те автолюбители, которые следят за состоянием своих машин, не балуют вниманием аккумуляторы. Проверить уровень и плотность электролита или подзарядить батарею им недосуг – до тех пор, пока автомобиль не откажется заводиться. В результате обнаруживается, что в банках практически сухо, а порция свежего электролита редко способна вернуть батарею к нормальной жизни.

При таком отношении аккумуляторные батареи приобретают целый «букет» болезней. Возникает естественный вопрос – сколько она еще протянет? В такой ситуации АКБ «по желанию трудящихся» может быть подвергнута испытанию: контрольному циклу (КТЦ) разряда. Величина тока разряда (9% от номинальной емкости АКБ) приведена в таблице 1.

После полного заряда и выравнивания плотности АКБ подключают к разрядному устройству (РУ), состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра (см. рис.). Основное условие проведения данной операции – поддержание постоянного разрядного тока до момента уменьшения напряжения на клеммах АКБ до 10,2 В. Когда это значение ниже, разряжать свинцово-кислотные АКБ недопустимо. Поэтому в процессе разряда нужно постоянно контролировать ток, напряжение и температуру электролита (25 ± 50С). Первое измерение проводят в начале разряда, второе – через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерение проводят каждые 15 мин. И далее непрерывно, чтобы уловить момент окончания разряда. Время такого процесса не должно быть меньше приведенного в таблице 2.

Может оказаться, что АКБ такое «испытание» не поможет. Тогда «лечить» больного следует тренировочными циклами разряда-заряда (двумя или тремя), причем между циклами необходим перерыв не менее одного часа. Этим способом можно повысить активность электродов, если процессы старения не зашли слишком далеко. Профилактически такую процедуру старой АКБ достаточно проводить 2 раза в год – весной и перед зимним сезоном.

Время идет и вы замечаете, что к снижению энергоотдачи АКБ добавляется не только падение плотности электролита. Температура в банках при заряде поднимается выше допустимого, а напряжения зарядного устройства не хватает для установки номинального тока заряда. Такое явление – признак очень глубокой сульфатации пластин.

Последний шанс в такой ситуации – вылить из всех банок электролит, залить дистиллированную воду и в течение 4-х часов произвести заряд током, равным половине обычного. Далее воду заменяют на свежий электролит с плотностью 1,26 г/см3 и проводят полный заряд АКБ. В заключение выравнивают плотность электролита во всех банках и проводят дополнительную подзарядку в течение 30 мин.

Долговечность АКБ

Здесь точных данных нет. Обычно срок службы АКБ не превышает 7 - 8 лет.

При этом решающее значение имеют: конструкция; технология и качество изготовления; условия и интенсивность эксплуатации; своевременность и качество техобслуживания.

Окончанием срока службы АКБ считается снижение емкости до 30-40% от номинальной, а также уменьшение продолжительности стартерного разряда наполовину.

Рабочие процессы внутри АКБ, усугубляющиеся токами электролита, агрессивной средой и эксплуатационными ошибками, приводят к развитию необратимых явлений: коррозия пластин; оплывание активной массы электродов; коробление несущей основы; внутреннее короткое замыкание; прорастание сепараторов; ускоренный саморазряд (потеря АКБ одного и более процентов емкости в день); сульфатация электродов.

К сожалению, из всех дефектов восстановлению поддаются только последние два – и то частично.

Поэтому главным условием долговечности АКБ остаются строгое соблюдение правил эксплуатации и грамотное техобслуживание. Следуя всем перечисленным советам, можно продлить жизнь трудяге-аккумулятору не на один год, а полученные навыки принесут моральное удовлетворение и заслуженное уважение «гаражного братства».

Успешных вам пусков!

Владимир Корницкий, Авто Центр

Автосити (www.autocitychannel.com)

Реанимация аккумулятора

Реанимация аккумулятора Может, вы не раз уже слышали, что аккумуляторы не поддаются восстановлению? Полная чушь и бред! Значит, руки не там растут! Я лично восстановил несколько убитых аккумуляторов, и они работали ещё несколько сезонов! Не отдавайте деньги алчным продавцам на автобарахолках, не покупайте китайское дерьмо - оно может проработать меньше, чем ваш старый фирменный аккумулятор, если его правильно восстановить! Итак, начнём. Имеем на руках убитый или почти убитый аккумулятор.
Нам понадобятся некоторые материалы и инструменты:

1) Свежий электролит(номинальной + желательно повышенной плотности)
2) Дистиллированная вода.
3) Измеритель плотности электролита(ареометр). Маленький!!! На большой вы не насосёте электролита со всего аккумулятора.
4) Зарядное устройство, способное обеспечить малые (0,05-0,4А) токи зарядки. Я использовал простейший самопал - блок питания от магнитофона, тестер в качестве ампер- и вольтметра плюс блок мощных резисторов для регулировки зарядного тока.
5) Десульфатирующая присадка к электролиту. Я использовал русскую присадку "Мечта", производство "НТК КУЛОН" г.С-Петербург, конверсионная)
6) Маленькая клизма (простите, надо!) и пипетка для наливных целей.

Для начала определимся с возможными неисправностями:

1) Засульфатированность пластин - ёмкость аккумулятора падает почти до нуля.
2) Разрушение угольных пластин - при зарядке электролит становится черным.
3) Замыкание пластин - электролит в одной из секций аккумулятора выкипает, секция греется. (Тяжелый случай, но иногда небезнадежный)
4) Перемёрзший аккумулятор - распухшие бока, электролит при заряде сразу вскипает (многочисленные замыкания пластин) - тут уж ничем не помочь, аминь, упокой Господь его душу!
Начнем с конца списка.(п.3) При замыкании пластин не в коем случае не пытайтесь его заряжать! Начинаем промывку дистиллированной водой. Не бойтесь переворачивать и трясти аккумулятор, хуже уже не будет. Промывайте его до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка (надеюсь, этот момент наступит, иначе прекратите этот мазохизм). При промывке часто замыкание пластин устраняется, и мы переходим от пункта (3) к пункту (2). После промывки и вытряхивания всякого мусора из недр аккумулятора приступаем к пункту (1), а именно к устранению отложений солей на пластинах аккумулятора. Следуйте инструкциям к присадке. Мой опыт может отличаться от того, что вы прочтёте в инструкции. Далее я делаю так:

1) Заливаем аккумулятор электролитом номинальной плотности (1,28 г/куб.см).
2) Добавляем присадку, исходя из объёма аккумулятора (см. инструкцию)
3) Даём электролиту выдавить воздух из секций, а присадке - раствориться в течении 48 часов (!), при необходимости доливаем электролит до номинального уровня. Кстати, присадку можно растворить в электролите до заливки в аккумулятор, если, конечно, она хорошо растворяется.
4) Подключаем зарядное устройство(не забудьте снять пробки!). НО МЫ НЕ БУДЕМ ЕГО ЗАРЯЖАТЬ! НЕ СЕЙЧАС! Сначала мы будем гонять его по циклу "зарядка-разрядка", иначе "тренировка", то есть заряжать и разряжать его, пока не восстановится нормальная ёмкость. Выставляем ток зарядки в районе 0,1А и следим за напряжением на клеммах. Не давайте электролиту кипеть или нагреться! Если необходимо, уменьшите зарядный ток, пузырьки газа и перегрев разрушают аккумулятор! Заряжайте, пока напряжение на клеммах аккумулятора не достигнет 2,3 - 2,4В на каждую секцию, т.е. для 12-вольтового аккумулятора - 13,8-14,4 В.
5) Уменьшаем зарядный ток вдвое и продолжаем зарядку. Зарядку аккумулятора прекращаем, если в течении 2 часов плотность электролита и напряжение на клеммах остаются неизменными.
6) Доводим плотность до номинальной доливкой электролита повышенной плотности (1,4) или дистиллированной воды.
7) Разряжаем аккумулятор через лампочку током примерно в 0,5А до падения напряжения на клеммах до 1,7В на элемент. Для 12-вольтового аккумулятора эта величина составит 10,2В, для 6-вольтового 5,1 соответственно. Из имеющихся величин тока разряда и времени разряда вычисляем ёмкость нашего аккумулятора. Если она ниже номинальной (4 ампер-часа), то:
8) Повторяем цикл заряда с начала до тех пор, пока ёмкость аккумулятора не приблизится к номинальной.
9) Добавляем в электролит ещё немного присадки и закрываем отверстия аккумулятора. ВСЁ!!! Мы имеем на руках рабочий аккумулятор, который, исходя из моего опыта, иногда способен проработать дольше китайского!
Дальше обращаемся с аккумулятором, как положено, то есть:

Рекомендации по обслуживанию аккумулятора
1) Следите за уровнем электролита и его плотностью. Хотя бы пару раз за сезон! Обычно от перезаряда электролит выкипает, и приходится доливать дист. воду. При низких температурах, особенно, если после холодной ночи стартер еле крутит, поднимите плотность электролита, но не более 1,3 !
2) Ни в коем случае не оставляйте аккумулятор зимовать в холодном гараже! Он может перемёрзнуть, а это гарантированная СМЕРТЬ для аккумулятора!
3) Номинальный ток зарядки аккумулятора составляет 0,1 от его ёмкости в ампер-часах.



Источник: Дмитрий. Сайт sammoto.boom.ru

Хостинг от uCoz