Автомата не боюсь!


Антон Смирнов из Петербурга - ярый поклонник больших американских автомобилей. Его заметки об опыте эксплуатации и ремонта таких машин могут оказаться полезными нашим читателям.

О первом опыте и ошибках

На американских автомобилях я, можно сказать вырос.

Первый из них, Dodge Ram, появился у меня совершенно случайно ещё в 1991 году. Продавали его за смешные деньги, поскольку напрочь была убита автоматическая коробка передач, и как её оживить, никто не знал. Запчастей не было. Литература нашлась только наша, да и та по чайковским коробкам. Поначалу даже пытались лить в автомат ТАД-17И. Естественно, ничего хорошего - пять минут проедет, и привет.

В конце концов коробка была разобрана. Оказалось, не так уж это и сложно. Главное, после снятия поддона аккуратно открутить мозги - могут выскочить пружины и запирающие шарики.

В результате долгих ночных бдений на свет появилась принципиальная схема работы АКП. Затем попытались напылить кольца в Политехе. Машина прошла на них 100 км и опять встала. В конечном счёте, через знакомых, привезли из Финляндии ремкомплект.

Ничего таинственного в устройстве АКП, как выяснилось нет. Расхожее мнение, что на весь Петербург едва найдётся два человека, способных починить автомат, - простите, чушь.

Принцип работы АКП основан на давлении жидкости (Dextron). Именно поэтому важно следить за её уровнем. Сняв поддон, вы увидите масленый фильтр и мозги. Фильтр меняется вместе с кольцами. Гарантийный пробег автоматической коробки без ремонта - 160 тысяч километров (для американцев), смена масла - через каждые 20-40 тыс. км, в зависимости от типа агрегата.

Мозги, пожалуй, самая сложная часть коробки. Они не ломаются в принципе (но при плохом уходе могут забиться посыпавшимися кольцами) и отвечают за направление масла в нужный для включения определённой передачи канал. Представляют собой съёмную плату с множеством этих самых каналов, по которым под давлением масла бегают шарики и перекрывают или открывают клапаны.

Передачи АКП похожи на стакан в стакане. Они имеют набор колец с фрикционным покрытием. В хвостовой части коробки стоит тормозная лента с таким же покрытием, которая отвечает за включение более низкой передачи, а также срабатывает при резком старте - задерживает включение второй передачи.

При нормальном старте (говорю об американцах!) вторая передача должна включаться при скорости автомобиля 20-30 км/ч.

Опыт нескольких лет эксплуатации машин с АКП позволил сделать некоторые выводы:

- не надо надеяться на русское авось, и кувалда тут не поможет;

- нельзя подтормаживать, нажимать на тормоз и газ одновременно;

- можно переключать скорости во время движения, убирая при этом ногу с газа;

- нельзя включать parking (P) до полной остановки, иначе вы увидите внутренности коробки на асфальте под машиной;

- первый признак недостаточного уровня Dextron - хорошо слышный вой гидротрансформатора (гидромуфты); нужно следить за уровнем жидкости (можно мешать II и III); ёмкость коробки 5-7л, даже небольшой недолив - страшная вещь, так как вся работа АКП зависит от давления;

- прижим колец в передаче должен быть нормальным (плюс-минус здесь не годится);

- первый признак осыпания колец - пробуксовка или невключение передачи (в 90% случаев - задней); для начала отрегулируйте тормозную ленту;

- если в дороге жидкость из автомата вытекла, долейте воду и обязательно следите за её уровнем, потому как она будет выкипать.

Американцы обычно вливают и выливают Dextron (при помощи насоса) через заливочную горловину. В поддоне слива нет, и на старых машинах будет совсем не лишним снять поддон, отодрать высохшую пробковую прокладку, которая травит, и поставить новую, обязательно пробковую. Заодно врежьте слив, так как Dextron всё же надо менять.

Трубки, выходящие из коробки в радиатор, отворачивайте нежно, потому что верхняя - под давлением, и ломать нельзя. Штуцеры в американцах - дюймовые.

О стиле и особенностях езды

Существует мнение, что на машинах с АКП нельзя тормозить двигателем и что автомобиль буксует на льду и грязи. Так думают люди, не ездившие на автомате.

Тормозить двигателем можно, причём двумя способами: убрать ногу с педали газа (коробка медленно сбросит передачу на более низкую) или переключить передачи самому - с D на L2 (вторую), затем на L1 (первую). Естественно, и в этом случае нога должна быть снята с педали газа.

Рассмотрим пробуксовку. Поскольку я ездил на автомобилях с двигателем V8 большой мощности, то вариант старта на льду и грязи был один - очень медленно нажимать на газ, чтобы АКП не подумала, будто вы хотите резко стартануть, и не включила kick-down. Можно вообще не нажимать на акселератор - при нормальном уровне Dextron машина тронется на передаче плавно и без пробуксовки.

Не забывайте, что максимальный крутящий момент у низкооборотистого двигателя возникает в районе 1000 - 1500 мин-1, и если передавить газ, машина будет стоять на месте, пока не докопается до какой-либо твёрдой, нескользкой поверхности. В крайнем случае, можно выбраться из грязи враскачку, но тут придётся довольно быстро, используя инерцию автомобиля, переключать передачи с D на R и обратно. Новичок запросто может угробить коробку. Поэтому, если у вас нет опыта обращения с автоматом, а вы застряли в грязи, лучше действовать обычным способом - поддомкратить машину и что-нибудь подложить под колесо.

О расходе топлива

Автомобиль с автоматом потребляет бензина максимум на 5% больше, чем машина с обычной КП. Объясняется это некоторой задумчивостью АКП и большим промежутком времени между увеличением оборотов двигателя и включением передачи (не забывайте о гидромуфте и о том, что непосредственно передачу включает жидкость). Зато двигатель не напрягается и работает в определённом режиме.

На американцах можно уменьшить расход топлива заменив четырёхкамерный карбюратор двухкамерным и отключив систему очистки отработанных газов. Мой полноразмерный Van с калифорнийской системой очистки (под нормы, которые жёстче современных европейских), требует 18 литров Аи-76 на 100км. Расход топлива зависит от стиля езды - тут всё как на экзаменах в автошколе: плавное ускорение и плавное торможение.

О замене автомата на ручную коробку

Почему-то очень многие хотят это сделать. Однако забывают, что всякое решение плодит новые проблемы. Для езды по городу и по трассе нет ничего лучше АКП. Её рассчитывают под конкретный двигатель, и обороты она выбирает оптимально для каждого режима. На Oldsmobile можно разогнаться до 220 км/ч при 3000 - 3500 мин-1.

Прикинем во что вам выльется замена автомата ручной коробкой.

Для начала придётся купить саму РКП, далее потребуется корзина сцепления, затем третья педаль (весь педальный узел). Следом возникает проблема с заменой карданного вала (задний привод). Передаточные чистила могут быть разные, и если вы не смените мост, его просто разобьёт.

Придётся менять тросик спидометра, может, и радиатор. Про декстроновые трубочки помните? А про площадку карбюратора, куда крепятся тросики газа и kick-down?

Теперь о ремонте АКП. Стоимость полного ремкомплекта меньше, а в него входит всё; да и про гарантийный пробег помните. При наличии инструментов ремонт займёт 5-6 часов.

Так что все, намеревающиеся приобрести автомобиль, хорошенько подумайте, какая коробка передач вас больше устроит, потому что менять АКП на РКП - всё равно, что пересаживаться из мягкого кресла на табуретку.

(Журнал Колесо № 6 2000 в сокращении Никиты nikita@shomonopoly.com)

 

 

Владимир, 11.12.2001 10:55:26
АКП и только АКП!!!
Ты прав, менять АКП на РКП - всё равно что пересаживаться из мягкого кресла на табуретку.
Ни когда не куплю машину с РКП!
У меня был Hyundai, Accent'96 американец с автоматом, теперь новая Mitsubishi Carisma, с автоматом тоже, и никогда не было проблем.
Чего народ боится? Я слышал лишь пару аргументов: а если сломается или аккумулятор сядет, уже не толкнешь.
:)

Антон, 11.12.2001 12:01:48
Не ожидал :)) (Я тот самый Антон Смирнов из...) Где-то же ведь нашли статью :0 (Можно порыться ещё у CityCat - была у него рассылочка US-cars - ведущий Макс Рудаш, там тоже кое что из неопубкливанного здесь, но интересного по автоматам есть). Вот отвечаю на аргументы народа приведённые Владимиром - 1) "не толкнешь" - "дёрнешь" и еще как - садимся и на скорости от 40 до 60 км/ч включаем "D" (только дергать надо не Жигулями - разорвет ведь их :(). (а к зиме машину надо готовить ещё летом, - с V8 никаких проблем в морозы не бывает, если всё остальное в порядке) 2) "А если сломается" - вы это заметите задолго до того как машина встанет - АКП умирает "постепенно", и если Вы человек с опытом Вы это поймёте. Ещё по поводу буксировки - вот сведения из американского описания - буксировка допускается на расстояния до 160 миль при скорости не более 20 миль/ч. Теперь по поводу буксирования (прицепов) - посмотрите любой американский каталог пикапов - в кузов ставится седло и к нему крепиться огромный "дом на колесах", а к легковушкам на фаркоп и весит этот дом 1,5 - 3 тонны, просто почему-то все у нас считают, что "автомат" штука нежная (а как же "Hammer"?), просто надо поинтересоваться ТТХ своего автомобиля.
Насчёт расхода - с новыми АКП расход бензина уже меньше чем с РКП - электронная АКП включает передачу быстрее и в более "оптимальный" момент.
А РКП мне в страшных снах снится (пробок всё больше и больше):))

muver, 11.12.2001 23:31:06
есть разные машины.
на огромном американском седане с диваном впереди не должно
быть ркп, равно как на субару импреза автомата.
есть еще разные города кроме москвы, где как я слышал машины
без акп и кандея просто уже не модны...
на моей машине ркп, т.к. люблю процесс,
но иногда это здорово рулить двумя пальцами и одной ногой
здоровенную тачку и слушать музыку и все такое.

Pavel, 15.12.2001 12:12:42
Впервые увидел, что там внутри. Не догадывался о том, что мне помогают наслаждаться за рулем АКП-шные "мозги". Имею опыт и РКП, но с тех пор, как сел на американский автомат, - только АКП будет в моих автомобилях. Сейчас у меня Ниссан, естественно, автомат. Пробег 170 тыс. Из ремонтов только недавно замена фильтра и сальников. Это благо и в городе и в дальней дороге, и пробуксовывает авто гораздо реже, и в "раскачку" можно не переключать D и R, просто педалью газа чуть дать-отпустить-дать-отпустить-..., почувствовать момент. А со старта я могу "делать" всех и лишь после 100 метров меня уже затыкают Мерсы, BMW и другие нарушители скоростного режима, так как за этот промежуток у меня уже 80 км/ч.
Слышал еще о бесступенчатых вариаторах, но пока не пробовал, возможно это еще удобнее.

Сергей, 01.03.2002 05:20:15
Антон! У меня FORD с коробкой-автоматом. В последнее время в коробку все чаще и чаще приходится доливать масло, при малом уровне - выбивает передачу !!! Следов подтека из коробки не видно (есть подтеки между двигателем и гидротрансформатором, но оно не похоже на масло из коробки-скорее движковое). Подскажите, пожалуйста - что делать, буду рад и жду ответа. Заранее спасибо.

AL, 28.03.2002 20:45:54
2 сергей ...
скорее всего декстрон уходит через радиатор коробки, который обычно вмонтирован в радиатор двигателя.

АНДРЕЙ, 08.05.2002 19:50:59
Все хорошо акп удобно и еще безопасно но есть не приятные
моменты. ЛЯНЧА ДЕДРА автомат 2.0 из 8 магнитов в каробке
поломалось 4 , плюс фильтр и масло итог 200$

Yuri, 12.06.2002 07:26:51
Хочу добавить пару замечаний. Для трансмиссий Chrysler 41TE/ 42LE Dexron II, III, или Mercon не годится ни в коем случае, только Mopar Type 7176 (известная также как ATF +2 или ATF +3), иначе угробите автомат.
О расходе топлива: современные трансмиссии блокируют гидротрасформатор при устоявшемся движении, в результате экономия топлива на трассе не отличается от ручной коробки. Из моего опыта: в поездке Бостон - Торонто со средней скоростью более 100 км/час на Chevy Malibu (V6 3.1 L), автомобиле размером с Mercedes E, средний расход составляет менее 7 л/100 км (правда, с круз-контролем).

Роман, 31.08.2002 14:07:08
А мне довело поездить на X5 целый месяц. Что сказать. Такого я вообще не испытал в своей жизни. Встаёшь из-за руля с лёгким головокружением. Коробка + тормоза. Восторг не описуемый и несравним ни с чем. Это не джип, пуля.

Молодой (вопрос), 06.09.2003 00:57:07
Я к вам зашел случайно, в общем-то говоря... Причиною тому - мои поиски в Интернете фирм, занимающихся ремонтом АКПП. Но - фирмы фирмами, а теоретические вопросы у человека думающего к вам появились. Позыв к - не далее как сегодняшняя поломка АКПП в "Пассате" (В5). Не буду перегружать вас подробностями - всего лишь спросить хотел о невозможных результатах (что именно разрушиться могло) при комбинаторном (можно, так выразиться? :-)) ) нажатии газа и тормоза в течение 10 секунд... При попытке переключения на любую передачу теперь - скрежет металла и ни о каком движении и речи нет... (на самом деле - я,конечно, - так педали не жал, - таков эффект от дефекта, который мне причинило ДТП, - потому и даю "изюм", суть, не перегружая деталями)

Сторож, 15.05.2004 04:32:30
...Товарищи! ....как вы умудряетесь автоматы ломать , я живу в хабаровске , здеся токо японские автомобили.........

Сторож, 15.05.2004 04:36:01
...АВТОМАТЫ ЯПОНСКИЕ... ВООБЩЕ НЕ ЛОМАЮТЬСЯ .......да бывает, снизилась динамика , ну так машине 19 лет, че вы хотите, на одометре 200 т км..ето я про свой марк 2..ето при том чо я ездил со с ломанным тросиком пол года + скорее всего , тысяч 70 скрутили при продаже , я дикстрон менял всего раз....НАРОД ...Америкозоваские тачки вооще не едут по сравнению с японией!

Сторож, 15.05.2004 04:40:33
...Сейчас у меня мазда eunos-500...по вашему европейски ето мазда кседос6... автомат , безумная динамика , при 170 лс (ето в птс) ....v6 24 v....на 60 км/ч ...машину можно пустить в пробуксовку ....(если не загружена)...загорелся идеей ставить механику...хочу есчо быстрее ....быстрее быстрее.........ВАУУУУУУУУ!!! :)

Николай, 08.01.2005 07:37:00
Привет! Скоро как гад уже рассекаю на SAABe 9000 2,3 turbo. Тоже с АКП, динамика оболдеть! На спидометре 200000км, недавно появился гул на скорости больше100, что это гидро трансформатор или механика?

 

Хостинг от uCoz