Автомата не боюсь! Антон Смирнов из Петербурга - ярый поклонник больших американских автомобилей. Его заметки об опыте эксплуатации и ремонта таких машин могут оказаться полезными нашим читателям.
О первом опыте и ошибкахНа американских автомобилях я, можно сказать вырос. Первый из них, Dodge Ram, появился у меня совершенно случайно ещё в 1991 году. Продавали его за смешные деньги, поскольку напрочь была убита автоматическая коробка передач, и как её оживить, никто не знал. Запчастей не было. Литература нашлась только наша, да и та по чайковским коробкам. Поначалу даже пытались лить в автомат ТАД-17И. Естественно, ничего хорошего - пять минут проедет, и привет. В конце концов коробка была разобрана. Оказалось, не так уж это и сложно. Главное, после снятия поддона аккуратно открутить мозги - могут выскочить пружины и запирающие шарики. В результате долгих ночных бдений на свет появилась принципиальная схема работы АКП. Затем попытались напылить кольца в Политехе. Машина прошла на них 100 км и опять встала. В конечном счёте, через знакомых, привезли из Финляндии ремкомплект. Ничего таинственного в устройстве АКП, как выяснилось нет. Расхожее мнение, что на весь Петербург едва найдётся два человека, способных починить автомат, - простите, чушь. Принцип работы АКП основан на давлении жидкости (Dextron). Именно поэтому важно следить за её уровнем. Сняв поддон, вы увидите масленый фильтр и мозги. Фильтр меняется вместе с кольцами. Гарантийный пробег автоматической коробки без ремонта - 160 тысяч километров (для американцев), смена масла - через каждые 20-40 тыс. км, в зависимости от типа агрегата. Мозги, пожалуй, самая сложная часть коробки. Они не ломаются в принципе (но при плохом уходе могут забиться посыпавшимися кольцами) и отвечают за направление масла в нужный для включения определённой передачи канал. Представляют собой съёмную плату с множеством этих самых каналов, по которым под давлением масла бегают шарики и перекрывают или открывают клапаны. Передачи АКП похожи на стакан в стакане. Они имеют набор колец с фрикционным покрытием. В хвостовой части коробки стоит тормозная лента с таким же покрытием, которая отвечает за включение более низкой передачи, а также срабатывает при резком старте - задерживает включение второй передачи. При нормальном старте (говорю об американцах!) вторая передача должна включаться при скорости автомобиля 20-30 км/ч. Опыт нескольких лет эксплуатации машин с АКП позволил сделать некоторые выводы: - не надо надеяться на русское авось, и кувалда тут не поможет; - нельзя подтормаживать, нажимать на тормоз и газ одновременно; - можно переключать скорости во время движения, убирая при этом ногу с газа; - нельзя включать parking (P) до полной остановки, иначе вы увидите внутренности коробки на асфальте под машиной; - первый признак недостаточного уровня Dextron - хорошо слышный вой гидротрансформатора (гидромуфты); нужно следить за уровнем жидкости (можно мешать II и III); ёмкость коробки 5-7л, даже небольшой недолив - страшная вещь, так как вся работа АКП зависит от давления; - прижим колец в передаче должен быть нормальным (плюс-минус здесь не годится); - первый признак осыпания колец - пробуксовка или невключение передачи (в 90% случаев - задней); для начала отрегулируйте тормозную ленту; - если в дороге жидкость из автомата вытекла, долейте воду и обязательно следите за её уровнем, потому как она будет выкипать. Американцы обычно вливают и выливают Dextron (при помощи насоса) через заливочную горловину. В поддоне слива нет, и на старых машинах будет совсем не лишним снять поддон, отодрать высохшую пробковую прокладку, которая травит, и поставить новую, обязательно пробковую. Заодно врежьте слив, так как Dextron всё же надо менять. Трубки, выходящие из коробки в радиатор, отворачивайте нежно, потому что верхняя - под давлением, и ломать нельзя. Штуцеры в американцах - дюймовые. О стиле и особенностях езды Существует мнение, что на машинах с АКП нельзя тормозить двигателем и что автомобиль буксует на льду и грязи. Так думают люди, не ездившие на автомате. Тормозить двигателем можно, причём двумя способами: убрать ногу с педали газа (коробка медленно сбросит передачу на более низкую) или переключить передачи самому - с D на L2 (вторую), затем на L1 (первую). Естественно, и в этом случае нога должна быть снята с педали газа. Рассмотрим пробуксовку. Поскольку я ездил на автомобилях с двигателем V8 большой мощности, то вариант старта на льду и грязи был один - очень медленно нажимать на газ, чтобы АКП не подумала, будто вы хотите резко стартануть, и не включила kick-down. Можно вообще не нажимать на акселератор - при нормальном уровне Dextron машина тронется на передаче плавно и без пробуксовки. Не забывайте, что максимальный крутящий момент у низкооборотистого двигателя возникает в районе 1000 - 1500 мин-1, и если передавить газ, машина будет стоять на месте, пока не докопается до какой-либо твёрдой, нескользкой поверхности. В крайнем случае, можно выбраться из грязи враскачку, но тут придётся довольно быстро, используя инерцию автомобиля, переключать передачи с D на R и обратно. Новичок запросто может угробить коробку. Поэтому, если у вас нет опыта обращения с автоматом, а вы застряли в грязи, лучше действовать обычным способом - поддомкратить машину и что-нибудь подложить под колесо. О расходе топлива Автомобиль с автоматом потребляет бензина максимум на 5% больше, чем машина с обычной КП. Объясняется это некоторой задумчивостью АКП и большим промежутком времени между увеличением оборотов двигателя и включением передачи (не забывайте о гидромуфте и о том, что непосредственно передачу включает жидкость). Зато двигатель не напрягается и работает в определённом режиме. На американцах можно уменьшить расход топлива заменив четырёхкамерный карбюратор двухкамерным и отключив систему очистки отработанных газов. Мой полноразмерный Van с калифорнийской системой очистки (под нормы, которые жёстче современных европейских), требует 18 литров Аи-76 на 100км. Расход топлива зависит от стиля езды - тут всё как на экзаменах в автошколе: плавное ускорение и плавное торможение. О замене автомата на ручную коробку Почему-то очень многие хотят это сделать. Однако забывают, что всякое решение плодит новые проблемы. Для езды по городу и по трассе нет ничего лучше АКП. Её рассчитывают под конкретный двигатель, и обороты она выбирает оптимально для каждого режима. На Oldsmobile можно разогнаться до 220 км/ч при 3000 - 3500 мин-1. Прикинем во что вам выльется замена автомата ручной коробкой. Для начала придётся купить саму РКП, далее потребуется корзина сцепления, затем третья педаль (весь педальный узел). Следом возникает проблема с заменой карданного вала (задний привод). Передаточные чистила могут быть разные, и если вы не смените мост, его просто разобьёт. Придётся менять тросик спидометра, может, и радиатор. Про декстроновые трубочки помните? А про площадку карбюратора, куда крепятся тросики газа и kick-down? Теперь о ремонте АКП. Стоимость полного ремкомплекта меньше, а в него входит всё; да и про гарантийный пробег помните. При наличии инструментов ремонт займёт 5-6 часов. Так
что все, намеревающиеся приобрести автомобиль, хорошенько подумайте, какая
коробка передач вас больше устроит, потому что менять АКП на РКП - всё равно,
что пересаживаться из мягкого кресла на табуретку. |
|
Владимир,
11.12.2001 10:55:26 Антон,
11.12.2001 12:01:48 muver,
11.12.2001 23:31:06 Pavel,
15.12.2001 12:12:42 Сергей,
01.03.2002 05:20:15 AL,
28.03.2002 20:45:54 АНДРЕЙ,
08.05.2002 19:50:59 Yuri, 12.06.2002 07:26:51 Роман,
31.08.2002 14:07:08 Молодой
(вопрос), 06.09.2003 00:57:07 Сторож,
15.05.2004 04:32:30 Сторож,
15.05.2004 04:36:01 Сторож,
15.05.2004 04:40:33 Николай,
08.01.2005 07:37:00 |