Использование электронных
систем отнюдь не превращает авто в интеллектуального робота. Во главе
по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную
ситуацию и реальные возможности своей машины.
Электронные системы призваны облегчить работу водителя и исправить мелкие
оплошности. Автопроизводители обозначают названия систем безопасности своих
автомобилей такими аббревиатурами:
ABS - антиблокировочная система.
Ее задача - предотвращение блокировки притормаживаемых колес автомобиля,
сохранение ее курсовой устойчивости и управляемости.
Когда колеса заблокировались и машину вот-вот "понесет", электронный
блок несколько раз "отпускает - прижимает" тормозные колодки,
благодаря чему колеса проворачиваются. Эффективность в значительной степени
зависит от ее настройки. При слишком раннем срабатывании может увеличиться
тормозной путь.
HDC - система контроля тяги для спуска с крутых и скользких
уклонов.
Работает через "удушение" двигателя и подтормаживание колес, но с
фиксированным ограничением скорости в пределах 7 км/ч.
ASR - антипробуксовочная система ( она же ASC, ETC, ESR, TCS,
STC, TRACS).
Назначение системы - обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или
при движении в гору по скользкой поверхности. Избежать "прокрутки"
колес удается благодаря перераспределению крутящего момента двигателя на те
колеса, у которых в данный момент наилучшее сцепление с дорогой. Система
работает на скоростях до 40 км/ч.
MSR применяется на переднеприводных дизельных автомобилях для
предотвращения блокировки передних колес.
Система полезна в следующих ситуациях: когда колеса слишком сильно скользят,
при резком торможении на передаче. Свои функции MSR осуществляет путем
воздействия на системы управления топливным насосом высокого давления
дизельного двигателя.
ESP - она же VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA.
Наиболее сложное устройство, управляющее работой антиблокировочной , антипробуксовочной
систем, контролирующее тягу и управление дроссельной заслонкой. Блок
электронного управления использует информацию от датчиков. Которые отслеживают
работу мотора и трансмиссии, скорость вращения каждого из колес, давление в
тормозной системе. Угол поворота руля, поперечное ускорение. Ситуация
оценивается, вычисляется усилие торможения для каждого колеса, исполнительные
механизмы получают команду.
Процессор ESP связан с блоком электронного управления двигателем, что позволяет
корректировать мощность и обороты коленчатого вала.
EBD - электронная система распределения тормозных сил ( она же
EBV).
Обеспечивает оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от
конкретных дорожных условий. EBD вступает в действие до начала работы ABS или
при несрабатывании последней из-за неисправности.
EDS - система электронной блокировки дифференциала.
Благодаря этой системе:
EDS oпределяет угловые
скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При
несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного их
колес, последнее подтормаживается до тех пор, пока не сравняется по частоте
вращения с небуксующим.
При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается
в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч.