Ремонт генератора

Автор неизвестен

В генераторе могут отказать  следующие узлы :
  • Диодный мост
  • Регулятор
  • Обмотка статора
  • Обмотка ротора
  • Подшипники
  • Щетки

Проблемы и их возможные причины:

Щетки коллектора. Могут "залипнуть" из-за грязи и пыли  или износиться.

Пробой диодов или регулятора. При плохом контакте зарядных проводов с клеммами аккумулятора из-за коррозии или плохих контактов. Если во время работы двигателя внезапно отключить аккумулятор или генератор, то диоды вылетят на 100%. Неправильный запуск двигателя от постороннего источника или "прикуривание"  ведет к тому же. Электродуговая сварка при не отключенном аккумуляторе приводит к тому же.

Обмотка статора. нарушение изоляции, попадание грязи или перегрев.

Выход из строя подшипников. Ремень перетянут, недостаток смазки, или попавшая грязь.

Соответственно при пробое диодов происходит либо пропажа зараяда, либо перезаряд (при коротыше напрямую диода). О неисправности регулятора напряжения можно не говорить - и так ясно из названия чего происходит. Конечно проверить генератор можно либо на стенде, либо с помощью осциллографа. А вообще самый верный способ - доверить это дело Мастеру.  В мастерской сразу спросите о том как проверяют обмотку статора - если мегометром - то идите от этих сапожников ( пример автосервис на Обводном 42а). Там обмотку на 12 В проверяют с помощью 220 В , хотя во всех руководствах  написано что проверка должна осуществлятся напряжением не более 110 В.

 
 Смысл прост - сопротивление между обмотками и сердечником статора больше 1МОм и не все омметры могут померять такое сопротивление. А так лампочка подключается на сердечник статора - второй конец бросается на обмотку - если лампа горит - есть пробой. Самому можно проверить токосьемные кольца и целостность изоляции обмотки ротора. Соответственно НЕ должно быть проводимости с колец на корпус ротора.  При проверке диодного моста его необходимо отпаять от обмоток статора.

Проверка диодного моста

 
Выводы омметра
Проводимость
Положительный Отрицательный
"+" электрод пластины моста Вывод диода Есть
Вывод диода "+" электрод пластины моста нет
"-" электрод пластины моста Вывод диода нет
Вывод диода "-" электрод пластины моста Есть

Upgrade генератора

Немного теории (Я надеюсь, вы имеете некое представление о том как устроен и работает генератор).

Если ротор совершит один оборот внутри статора, имеющего три пары катушек, то в каждой паре будет индуцирована ЭДС синусоидальной формы, но эти синусоиды будут смещены друг относительно друга.

 
 

 Если полный оборот ротора составляет 360 град, то нетрудно сосчитать, что при равномерном размещении трех пар катушек в статоре, смещение ЭДС составит 120 град. ЭДС сгенерированные вращающимся магнитным полем, в каждой из катушек будут совершенно одинаковы, но они будут отстоять друг от друга на время, необходимое для поворота ротора от одной пары катушек к другой, т.е.  от 1-й до 2-й, от 2-й до 3-й, от 3-й до 1-й  и так по кругу. 

 

 
 

Концы катушек обычно соединяют в "звезду", которое дает более высокое напряжение любой паре выводов по сравнению с одной парой полюсов, однако оно не достигает удвоенного напряжения одной пары, поскольку МЕЖДУ ПАРАМИ ПОЛЮСОВ ИМЕЕТСЯ СМЕЩЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ( ИЛИ СДВИГ ФАЗ). Реально напряжение на любой паре выводов (или, как его принято называть, линейное напряжение) составляет 1.732 от фазного напряжения  (т.е. напряжение на выводах одной пары катушек).

 

Применяя соединение типа " в треугольник" линейное напряжение будет равно фазному, но зато линейный ток составит 1.732 тока одной пары катушек. Поэтому, чтобы получить от генератора большой ток, катушки статора соединяют в "треугольник".

 

 

Теперь не по науке - изменив тип соединения катушек статора - получаем прибавку по току еще 10-15А.

3. Представьте, что катушек не три, а четыре. Наверно, можно предположить некое соединение типа "в квадрат"? Добавляется еще пара "положительный-отрицательный" диодов на диодный мост и заменяется регулятор, по словам Вити, "...с японского на французский". Плюс еще 15А.

Вот такая арифметика.

Условия, влияющие на нормальную работу генератора.


а. Аккумулятор (заряда аккумулятора может хватать для пуска стартера, но если в нем "закорочена" даже одна из банок, он будет опасен для генератора).
б. Натяжение ремня генератора.
в. Рабочее состояние потребителей или коммутирующих реле.
г. Проверить работоспособность контрольной лампочки зарядки аккумулятора.
д. Внешние условия:
· генератор является прибором принудительного охлаждения, поэтому необходимо создать максимально "чистую" атмосферу вокруг генератора.
· избегать попадания жидкостей внутрь генератора, в случае попадания жидкости (например, во время мойки) тщательным образом удалить (лучше всего продуть сжатым воздухом) остатки жидкости до пуска двигателя.
е. Категорически запрещено:
· смена полярности ("переполюсовка") при подключении генератора.
· съем одной из клемм аккумулятора при работающем двигателе ("проверяя" таким образом генератор на наличие зарядки вы можете "сжечь" его).
ж. Перед подключением дополнительных нагрузок убедитесь:
· в паспортных данных Вашего генератора.
· в реальной возможности Вашего генератора отдавать необходимую мощность.
з. Не допускаете "прикуривания" с обеих сторон. Это может повлечь за собой такие результаты, как
· переполюсовка (выход из строя диодного моста).
· перегрузка Вашего аккумулятора, выход из строя модуля зажигания (если "прикуривали" от Вас).
· соединение с неисправным аккумулятором другой машины (если "прикурили" Вы) .
Неправильная эксплуатация генератора приводит к его повышенному износу и выходу из строя.

 

 


 
На главную Назад
Хостинг от uCoz