Диагностика и ремонт генератора на автомобилях ВАЗ

1999-2001г НИВА Клуб

1. Крышка генератора со стороны контактных колец;
2. Болт крепления выпрямительного блока;
3. Контактные кольца;
4. Шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец;
5. Конденсатор 2,2 мкф-120% для подавления радиопомех;
6. Вал ротора;
7. Провод общего вывода дополнительных диодов;
8. Зажим "30" генератора для подключения потребителей;
9. Штекер "61" генератора (общий вывод дополнительных диодов);
10. Провод вывода "Б" регулятора напряжения;
11. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения;
12. Регулятор напряжения;
13. Щетка, соединенная с выводом "Ш" регулятора напряжения;
14. Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству;
15. Крышка генератора со стороны контактных колец;
16. Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора;
17. Полюсный наконечник ротора;
18. Шайбы крепления подшипника;
19. Дистанционное кольцо;
20. Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода;
21. Стальная втулка:
22. Обмотка ротора (обмотка возбуждения);
23. Сердечник статора;
24. Обмотка статора;
25. Выпрямительный блок;
26. Стяжной болт генератора;
27. Буферная втулка;
28. Втулка;
29. Поджимная втулка;
30. Отрицательный диод;
31. Изолирующая пластина:
32. Фазный вывод обмотки статора;
33. Положительный диод:
34. Дополнительный диод;
35. Держатель положительных диодов;
36. Изолирующие втулки;
37. Держатель отрицательных диодов;
38. Генератор;
39. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
40. Вольтметр;
41. Монтажный блок;
42. Дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт;
43. Выключатель зажигания;
44. Аккумуляторная батарея.
 

 

Диагностика и ремонт генератора на автомобилях ВАЗ


 

Проверка работоспособности генератора 37.3701
 

В последнее время автомобили Волжского завода комплектуются в основном генераторами модели 37.3701.
Рассмотрим практические действия по отысканию неисправностей генератора и их устранение.
Обычно неисправности работы генератора заключаются в следующем:

 

  1. Происходит постоянный разряд аккумуляторной батареи из-за полной не работоспособности генератора.

     

  2. При повышенном потребление электроэнергии, генератор не справляется с нагрузкой, напряжение бортовой сети становится ниже, чем 13 Вольт.

     

  3. Генератор выдает большое напряжение (более чем 16 Вольт), что приводит к перезарядке аккумулятора (выкипанию электролита).

     

В первую очередь, при проверке зарядки, следует проверить напряжение на аккумуляторной батареи при оборотах двигателя около 2500 об. мин.
Если все нормально, то вольтметр покажет напряжение в пределах 13.8-14.5 Вольт.
Если напряжение при проверке ниже чем 13 Вольт, то следует проверить генератор по следующей последовательности:

 

  1. Проверить качество шин заземления силового агрегата и аккумуляторной батареи. Соединения аккумуляторной батареи и контакта "30" генератора.

     

  2. Если не горит контрольная лампочка "аккумулятор" и не работают приборы на щитке, проверить предохранитель номер 5, в блоке реле (для ВАЗ-2108), или номер 10 для ВАЗ-2105,07. Проверить напряжение на штекере "61", предварительно сняв его с генератора при включенном зажигании там должно быть напряжение 12,5 Вольт. Проверить состояние дополнительных резисторов в блоке предохранителей (ВАЗ-2108 два резистора по 100 Ом и 2 вт каждый) или в комбинации приборов (НИВА 21213).

     

  3. Проверяют целостность обмотки якоря при помощи контрольной лампы и аккумулятора, предварительно сняв интегральный стабилизатор, чтобы облегчить доступ к кольцевым контактам якоря. Также, при помощи контрольной лампы, проверяют, нет ли замыкания обмотки якоря на корпус.

     

  4. Приступают к проверке интегрального стабилизатора генератора. Подсоединяют лампочку (12 Вольт 1-3 Вт.) к щеткам интегрального стабилизатора (клемма В, Ш.) Подводят напряжение 12 Вольт между корпусом (-) интегрального стабилизатора, и его отводом под контакт "30" и клеммой "В" (+). При это лампа должна загореться. При повышении напряжения более чем 15-16 Вольт на клемме "В", лампа должна погаснуть. Если этого не происходит, то следует заменить интегральный стабилизатор.

     

  5. Для дальнейшей проверки необходимо снять генератор с автомобиля, и разобрать его.

     

  6. При помощи контрольной лампы, проверяют все диоды генератора. Шесть основных, и три вспомогательных. При этом следует заметить, что для простоты конструкции, одни из трех силовых диода имеют на своем корпусе анод, а другие три катод. Это следует учитывать при проверке диодного моста. Перед проверкой, необходимо отсоединить отводы статорной обмотки от диодного моста.

     

  7. Проверяют визуально, а также при помощи контрольной лампы и аккумулятора, состояние обмотки статора. Они соединены между собой звездой, без образования средней точки.

     

  8. При необходимости заменяют подшипники генератора новыми.

     

     

Схема генератора 37.3701.
Следует помнить, что контакты "К1" и "К2" показаны здесь условно, для простоты понимания схем. На реальном автомобиле вы их не найдете.
Контакт "К1" соединен с шиной (+) электропитания автомобиля. Контакт "К2" соединен с контрольной лампой "аккумулятор", на разных моделях ВАЗ, эта схема подключения различна. Смотрите схемы подключения ниже.

Схема индекации работы генератора на ВАЗ-2105,07.

Схема индикации работы генератора для ВАЗ-2105,07.
При проверке, следует уделить внимание состоянию ремня привода генератора, наличие надежного соединения силовых проводов "масса" и плюсовой шины между аккумулятором и генератором. Проверить состояние щеток интегрального стабилизатора, состояние предохранителя номер десять в монтажном блоке. Качество контактов замка зажигания.>

Схема подключения индикации для ВАЗ-2108.

Схема индикации работы генератора для ВАЗ-2108.
При проверке, следует уделить внимание состоянию ремня привода генератора, наличие надежного соединения силовых проводов "масса" и плюсовой шины между аккумулятором и генератором. Проверить состояние щеток интегрального стабилизатора, состояние предохранителя номер пять в монтажном блоке. Качество контактов реле и замка зажигания.


Для определения степени разряжености аккумулятора, следует измерить автомобильным динсиметром плотность электролита. Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то ее следует снять с автомобиля и подзаредить током равным 1/10 от емкости аккумулятора в течении десяти часов, до появления видемого закипания электролита.
 


 

Возможные неисправности и способы их устранения

Причины неисправности Способ устранения

Светодиод вольтметра не загорается при включении зажигания. Контрольные приборы не работают

Поврежден вольтметр Замените вольтметр
Перегорел предохранитель +2 в блоке предохранителей Замените предохранитель
Обрыв в цепи питания комбинации приборов:
не подается напряжение от штекера "Б" блока предохранителей к комбинации приборов проверьте провод "О" и его соединения от блока предохранителей до комбинации приборов
не подается напряжение от реле зажигания к штекеру "Б" блока предохранителей проверьте провод "ГЧ" и его соединения от блока предохранителей до реле зажигания
обрыв или нарушение контакта в проводе, соединяющим с "массой" комбинацию приборов проверить провод "Ч" и его соединения от комбинации приборов на "массу"
Не срабатывает выключатель или реле зажигания:
неисправна контактная часть или реле зажигания проверьте, замените контактную часть выключателя или реле зажигания
не подается напряжение от выключателя к реле зажигания проверьте провод "Ч" и его соединения между выключателем и реле зажигания
обрыв или нарушение контакта в проводе, соединяющем с "массой" реле зажигания проверьте провод "Ч" и его соединения от реле зажигания на "массу"
Поврежден стабилизатор напряжения в комбинации приборов Замените стабилизатор напряжения

Светодиод вольтметра горит при работе двигателя. Аккумуляторная батарея разряжена

Проскальзывание ремня привода генератора Отрегулируйте натяжение ремня
Нет контакта между выводами "В" и "Ш" регулятора напряжения и выводами щеток Зачистите выводы "В" и "Ш" регулятора напряжения и щеток, подогните выводы регулятора
Обрыв в цепи между комбинацией приборов и штекером "61" генератора Проверьте "КБ" провод и его соединения от генератора до комбинации приборов
Износ или зависание щеток, окисление контактных колец Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине
Поврежден регулятор напряжения Замените регулятор напряжения
Повреждены вентили выпрямительного блока Замените выпрямительный блок
Повреждены диоды питания обмотки возбуждения Замените диоды или выпрямительный блок
Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец Припаяйте выводы или замените ротор генератора
Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на "массу" Замените статор генератора

Светодиод вольтметра мигает при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается

Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом "Ш" и "массой") Замените регулятор напряжения

Повышенная шумность генератора

Ослаблена гайка шкива генератора Подтяните гайку
Повреждены подшипники ротора Замените подшипники
Межвитковое замыкание или замыкание на "массу" обмотки статора (вой генератора) Замените статор
Короткое замыкание в одном из вентилей генератора Замените выпрямительный блок
Скрип щеток Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

Внимание!   "Минус" аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а "плюс" - подключается к зажиму "30" генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора и они выйдут из строя.
 

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме "30" генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
 

Запрещается проверка работоспособности генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима "30" генератора с "массой". При этом через вентили протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.
 

Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегометром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
 

Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегометром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.
 

Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.
 

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединить провода от всех клемм генератора и выводов аккумуляторной батареи.

 

 

 
На главную Назад
Хостинг от uCoz