ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ – ДАТЧИКИ.
|
Начнем
с типичных дефектов: провалы, подергивания, рывки при разгоне. Часто
при этом контрольная лампа на панели приборов не загорается. Поиск
неисправностей начинаем с проверки свечей зажигания. Во многих случаях
причина в них, а точнее – в скверном бензине, убивающем их в два счета.
Известны примеры того, как новые свечи не выхаживали 300 км. Поэтому не
советуем покупать дорогие с платиновыми электродами. Оптимальный выбор
(не удивляйтесь!) – комплект отечественных рублей за сто.
Но
вот свечи поменяли, а неисправность осталась. Более того, проверка всех
узлов не помогла, давление топлива в норме. Иные гарантийные СТО в
таких случаях расписываются в бессилии. Наш совет: особое внимание –
модулю зажигания. У восьмиклапанного двигателя он установлен на
кронштейне спереди в нижней части блока цилиндров, у
16-клапанного – сверху на головке блока под защитным кожухом. Для
диагностики модуля нужен мотор-тестер, способный снять характеристику
вторичного напряжения и вычислить сбои в работе модуля. Если же прибора
нет, будем заменять подозреваемые узлы заведомо исправными. Дефект
исчез – ремонт окончен. Легко вычислить неисправность модуля, когда
двигатель троит. В этом случае лучший помощник – диагностический прибор
с функцией контроля модуля зажигания. Он позволяет проверить искру, не
прокручивая коленвал. Для этого теста потребуется еще пробник на 25 кВ
(фото 2). Когда производством модулей занимался только один завод, а
качество было нестабильное, у автолюбителей был выбор: купить
отечественный за 1500 либо за 6000 рублей – фирмы GM. Теперь
первопроходцы значительно улучшили качество, но появились новые
производители – со своими проблемами.
Другой
распространенный дефект – плавающие обороты холостого хода: стрелка
тахометра гуляет в пределах 850–1200 об/мин. И в этом случае
контрольная лампа не горит. Виноват обычно датчик положения дроссельной
заслонки (ДПДЗ), расположенный на патрубке. В последнее время
качество этого датчика улучшилось, но автомобилей со старыми датчиками
очень много. Поэтому у любого диагноста в запасе несколько ДПДЗ, благо
стоит он не дороже 150 рублей.
Впрысковые
двигатели принято заводить без нажатия на педаль газа. Но если при
пуске стартер беспомощно крутит коленвал и ему удается помочь, немного
нажав на акселератор, – скорей всего, виноват регулятор холостого хода.
Установлен он на дроссельном патрубке, по соседству с ДПДЗ.
Прежде чем его менять, промоем регулятор жидкостью для мойки
карбюратора либо составом для очистки дроссельного патрубка. Если
дефект не исчезнет – меняем. С качеством и тут есть подвижки к лучшему,
оттого спрос на регуляторы упал и они подешевели. Бывало, отечественный
менее чем за 480 рублей не купить, а нынче в избытке и за 280. Цена на
импортный регулятор тоже упала – примерно с 2800 до 1600 рублей.
Через
год с начала эксплуатации автомобиля может закапризничать датчик
массового расхода воздуха (фото 4). Ухудшается разгон, возрастает
расход топлива, труднее пустить горячий двигатель. А лампа CHECK ENGINЕ
так и не загорается! Одна из причин всех этих сюрпризов – плохой
контакт «массы» ДМРВ с кузовом автомобиля. Она, кстати, у него общая с
ДПДЗ и датчиком температуры охлаждающей жидкости. Для восстановления
контакта придется повозиться, зато порой этого достаточно, чтобы
двигатель снова радовал, а расход топлива пришел в норму. Если же это
не помогло, займемся ДМРВ, как описано в статье «Пока есть ресурс» в
этом номере. Если не удалось его реанимировать, не экономьте, покупайте
датчик в упаковке с гарантией. Приобретая отдельно измерительный
элемент (фото 5), вы рискуете обзавестись бракованным изделием.
Встречаются
неисправности, не связанные с датчиками и исполнительными механизмами –
например, негерметичное соединение впускного коллектора с головкой
блока цилиндров (фото 6). В этом случае двигатель работает неустойчиво,
а при трогании с места появляется глубокий провал. Если в выпускной
системе есть датчик кислорода, то на панели приборов иногда загорается
контрольная лампа. Расшифровка кода свидетельствует о нарушении состава
топливовоздушной смеси. Ведь в цилиндры двигателя в обход ДМРВ
поступает неучтенный воздух. Хозяин такого автомобиля обречен на
скитания по автосервисам – и в конце концов готов продать машину по
сходной цене!
Когда
стрелка спидометра начинает самопроизвольно отклоняться в довольно
широких пределах независимо от скорости – пришла пора менять датчик
скорости (фото 7). Его предыдущая модель (фото 8) была надежнее, но где
ее нынче взять?
В
системе управления двигателем немало элементов, поэтому особое внимание
электрическим разъемам! Иногда при ремонте нерадивые механики теряют
уплотнительные кольца и в разъемы попадает влага. Показания датчика
искажаются. Самый чувствительный – датчик кислорода. Его разъему –
максимум внимания (фото 9).
Увлекшись датчиками и
исполнительными механизмами, мы чуть не забыли о топливном фильтре.
Частично забитый грязью, он может ввести в заблуждение механика.
Поэтому соблюдайте сроки его замены.