ДАТЧИКИ РАСХОДА ВОЗДУХА – ДМРВ .
Для того, чтобы
система электронного управления могла определить точное количество
впрыскиваемого топлива, необходимо определить объем воздуха, поступающего в
цилиндры двигателя.
На рисунке показан, разработанный несколько лет назад,
датчик измерения расхода воздуха, имеющий форму заслонки. Он устанавливается в
воздухозаборнике. Заслонка (1) отклоняется под воздействием потока воздуха и
растягивает возвратную пружину. Датчик расхода снабжен дополнительной заслонкой
(2), расположенной в камере демпфирования, которая не только служит балансиром,
но и играет роль демпфера, препятствуя возникновению колебаний. Вал датчика
связан рычагом с потенциометром реостата (3).
Напряжение датчика наряду с сигналами других датчиков
подается в ЕСМ. Потенциометр состоит из резисторов и металлокерамического
основания, связанного узкими проводниками с металлической шиной и имеет высокое
сопротивление и износостойкость. В зависимости от конструкции электрической
части напряжение сигнала может повышаться или уменьшаться с увеличением расхода
воздуха.
Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации. Его
недостатком является то, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку
для определения потребного количества топлива требуется определение массы
воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью
воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода
ставят датчик температуры воздуха.
Для возможности регулировки СО датчик расхода частично
шунтируется обходным каналом с регулировочным винтом.
Проволочный
датчик определения массового расхода воздуха был
разработан для устранения недостатков электромеханического датчика объемного
расхода. Новый датчик не подвержен пульсациям, связанным с открытием и
закрытием впускных клапанов, и не зависит от плотности, поступающего воздуха
Датчик этого типа из нагретого провода (2) диаметром 70
мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной
заслонкой. Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе
постоянства температуры. Нагретый платиновый провод, расположенный в воздушном
потоке, является одним из плеч резисторного моста. При этом за счет изменения
силы тока, протекающей через резисторный мост, поддерживается постоянная
температура (около 100 С) платинового провода, обдуваемого воздушным потоком.
При увеличении расхода воздуха платиновый провод остывает
и его сопротивление падает. Резисторный мост становится несимметричным и
возникает напряжение, подаваемое на усилитель и направленное на повышение
температуры провода. Этот процесс продолжается до тех пор, пока температура и
сопротивление провода не приведут к равновесию системы. Диапазон силы тока,
протекающего через провод составляет 500...1200 мкА.
Этот ток также протекает через калибровочный резистор, на
котором возникает напряжение, поступающее в блок электронного управления для
вычисления количества впрыскиваемого топлива. Измерение температуры воздуха
компенсируется резистором (4), который представляет собой платиновое кольцо,
имеющее сопротивление примерно 500 Ом и расположенное в воздушном потоке.
Изменение температуры воздуха одновременно изменяет сопротивление нагретого
провода (2) и термокомпенсационного сопротивления (4), поэтому равновесие
резисторного моста не нарушается.
При эксплуатации платиновый провод неизбежно загрязняется.
Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с
накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает.
Этот процесс контролируется электронным блоком управления.
Пленочный датчик
массового расхода воздуха один из последних
разработок фирмы Bosch. Этот состоит из керамического основания, на котором
расположена пленка, в которую вмонтированы измерительный и компенсационный
резисторы. Такая конструкция датчика делает его более надежным и дешевым.
Еще одним из направлений модернизации датчиков расхода
воздуха является разработка датчика измерения давления. Этот датчик состоит из
толстопленочной диафрагмы, расположенной на керамической основе.
Датчик измеряет разряжение во впускном коллекторе на
основе измерения деформации пленочной диафрагмы. Измерительные элементы
расположены внутри пленки. Датчик устанавливается во впускном коллекторе и
представляет собой датчик измерения разряжения с малой инерционностью.
Отправлено : Maverick,
21 Апреля 2005 12:20:22
неделю назад машина
стала тупить на всех передачах, и весьма неохотно раскручивается движок, есть
небольшие провалы при движении с постоянной скоростью (100-120км/ч).
Сначала грешил на бензин, выкатал бак, заменил свечи но трабл остался и как
будто даже прогрессирует. Когда-то у меня была 2112 где раз в год накрывался
ДПДЗ, что приводило к похожим результатам.
Начал рыть инет в поисках инфы о диагностике ДПДЗ на двигателе ZL-VE, и
обнаружил, что точно такой же датчик BP2Y-18-911A ставился на двигатели ZM05 (1,6 л). Service manual говорит что сопротивление между крайними выводами ДПДЗ должно быть от 2,5 - 6
кОм. Померял у себя, в закрытом положении у меня получается 3,5кОм в полностью
открытом 1,1 кОм.
Вот теперь сижу и думаю где подколка... Может у кого нить есть точные значения
ДПДЗ именно на мой движок, или не сочтет за труд померить сопротивление если
есть аналогичный двигатель?
Заранее спасибо.
P.S. За пару дней до начала описываемых траблов обнулял комп после замены
свечей.
_____________
Мы в ответе за тех, кого вовремя не послали.
Отправлено : Alegator 323F BJ,
21 Апреля 2005 12:54:14
Я тоже грешил на
ДПДЗ купил за (300 баков), а толку ни какого, все также. Это датчик расхода
воздуха засорился.
Открути крышечку датчика расхода воздуха, он на двух винтиках крепится.
Осторожно мягкой кистокой в отверстие залесь и почисть, только осторожно,
датчик стоит 12 косых. А лучше на Вавилова подъехай и почисть или в сервак
какой нибудь.
_____________
Что бы понять, нужно гонять!
Отправлено : Alegator 323F BJ, 21 Апреля 2005 13:16:17
В ответ на : тоже тупила по страшному? (+)
отправленным Maverick, 21 Апреля 2005 13:06:57
кто то и не дает
ехать.И дергается как раз на 120-130 и вооще больше не набирала.
Ну не слой грязи там отверстие махонькое но комок волосни вывалится. Кисточку в
спирте промачи. Там тоненькая полосочка ее почистишь и по краям, насосом продуй
только не сильным давлением. И все ок будет. Удачи.
_____________
Что бы понять, нужно гонять!
Все
началось как всегда с покупки MAZDA 323F 98г. кузов BJ двигатель ZL 1.5 16кл.
Т.к. впервые сел на иномарку, то сначала, не обратил внимание на провалы при
трогании и последующие соответствующие дергание, момент перехода с холостого
хода. Решил, что надо просто больше крутить двигатель, трогаться проходилось,
раскручивая двигатель. В общем, тронуться со светофора да еще на подъеме было
проблемой, глох как мальчишка. Провалы были и при переключении скоростей, но
там было легче, машина уже ехала. При резком сбрасывании газа слышались хлопки.
Комп. диагностика ничего не дала, ошибок нет. Так и уехал в отпуск. Руки до
этого дошли через 4000 км. на даче под Киевом. С собой были несколько килограмм
распечаток объясняющих работу всех датчиков и выучен наизусть Ваш и другие
форумы. Начал с датчика положения дроссельной заслонки, он с тремя проводами и
там оказался только переменный резистор, три провода,(с собой был тестер) наверное
блок управления сам по малейшему изменению сопротивления понимает что она
начала открываться. Этот датчик подозрений у меня не вызвал и бы поставлен на
место в соответствии с метками отмеченными мной. Сняв все пластмассовые навесы
связанные с воздушным фильтром и резиновые изделия связанные с воздухом
внимательно их осмотрел. Все было в полном порядке (за одно все помыл кроме
конечно самого фильтра). Дальше вытащил датчик расхода воздуха. К сожалению, он
был не похож ни на одно описание. В очень интересном устройстве стояли (лежали)
две маленькие (пол спички) штучки и с боку торчал датчик температуры воздуха –
маленькая стеклянная капелька на ножках. Визуально все было покрыто слоем
грязи(нагара). Заливать туда бензин, ацетон побоялся остановился на водке, для
смелости конечно начал с себя. Тоненькой гибкой дерев. щепочкой начал все это
отчищать временами снимая дрожь в руках уже указанной жидкостью осознавая что
сломав эту штуку я приличную часть отпуска проведу здесь в ожидании этой
штуковины ну и соответственно деньги. В общем, помыв, протер тряпочкой на
щепочке - все заблестело. После этого, я нагло осмелев решил снять фиговину,
занимающуюся рециркуляцией отработавших газов. Она сидела на входном коллекторе
на двух болтах ‘на12’ доступ к ней после всего снятого мной был достаточно
хорош. Осмотрев внимательно ее я понял, что она не похожа на те что описаны,
полностью отсутствуют вакуумные трубки и клапана, наверное, двигатель новее.
После снятия его и внимательного осмотра – стоит двигатель (шаговый?) похожий
на двигатель стоящий в системе холостого хода выдвигающий шток которым и
регулируется сам клапан рециркуляции и эти управляет блок управления. Внутри
конечно все было в приличном нагаре и наверное клапан до конца не закрывался
или до конца не открывался. К сожалению, с собой оказалось только WD-40 ей я и
начал заливать. Прокручивая сам клапан, щепкой и медной толстой проволокой
отчистил клапан и село клапана. Чистка прошла успешно, все заблестело, лучше
конечно было бы с жидкостью для чистки карбюратора, но и WD-40 справилась.
После чего все собрал хорошо, что все разъемы разные перепутать трудно. Все
провалы и хлопки пропали по дороге, посмотрел расход бензина – снизился.
Виновата, наверное, была система рециркуляции отработавших газов. Теперь
радуюсь плавному троганию.
Машинку не узнать!
Автор: Терр
Дата: 24-03-05 00:10
Вдохновленный советами и подсказками решился сегодня почистить датчик расхода
воздуха (QD32ETi) ... Процедура элементарна как... в общем на воздуховоде
маленькая коробочка на двух винтах, открутил, вынул. На датчике слабенький
налет то ли пыли, то ли еще чего-то непотребного. Опустил в спирт (любителей
прошу меня не пинать) чуть откисло - поболтал... в общем очистил. Ставлю
обратно. Завел. Поехал... Авто не узнать! Реакция на педаль мгновенная! Никогда
не думал, что дизель-автомат может ТАК трогаться и разгоняться! Так что
результатом абсолютно доволен.
Огорчает одно: на обороты ХХ эта операция не повлияла, как были 600 (700 норма) так 600 и остались ;)
Автор: Starling
Дата: 24-03-05 14:37
А обязательно спирт?
Я вот думаю мож его карбклинером дунуть?
Тот точно смывает все что можно.
Лиш бы лишку не смыл.
Автор: DimaSS
Дата: 24-03-05 15:11
--------из переписки на авто.ру от Тонакай-Сан-------------------------
снять всю ДЗ расколупать компаунд с крышки(для удобства открутить датчик
положения дроссельной заслонки предварительно пометив его положение) и снять ее
отпаять плату от разъема потом отпаять паяльником с отсосом сначала одну
плату-она соединяется с нижней через проходные отверстия нижняя платка через
такие же отверстия соединяется с датчиком-проволочкой -не обдуваемая и
прецизионным резистром сбоку который обдувается проходящим через сечение ДЗ
воздухом на нижней платке все как следует пропаять-учесть при этом что там все
замазано лаком-его можно смыть с контактов м\схем и полупроводников
растворителем или не смывая пропаять горячим воздухом через узкое сопло потом
все спаять в обратном порядке крышку замазать высокотемпературным герметиком ДЗ
всю отчухать как следует каким нибудь карб клинером уделив особое внимание
Г-образному канальцу через который идет воздух ХХ из додроссельного
пространства во впускной коллектор обычно там очень сильно загажено ну и клапан
дополнительного воздуха тоже промыть и все будет работать лучше новой ДЗ сигнал
с датчика расхода воздуха (средний штырек на разъеме)должен быть от 1.3 до
1.7вольт в зависимости от нажимания тапки
--------------------------------------
Луч надежды забрезжил на горизонте. Договорились с этим человеком, встретились.
Сняли заслонку, и провели с ней все описанные выше процедуры.... и... о чудо!
Пульсар ожил!!! :)
До сих пор безмерно благодарен Tonakai-San (в миру Сергей) за чудо, за
восстановление резвости моего буцефала. Все было проделано в соответствии с
описанной технологией:
http://nissan-sunny.narod.ru/tonakai.html
Расходомер признан рабочим, пропаян. Дроссельная заслонка почищена... огромное
количество сажи и грязи извлечено и отправлено в мусорную корзину.