Впрыск топлива имеет неоспоримые преимущества по сравнению с карбюраторным
принципом смесеобразования. В первую очередь, это более точное дозирование топлива, а
следовательно, большая экономичность и приемистость автомобиля и меньшая токсичность
отработавших газов. Однако основная исполнительная деталь системы впрыска - форсунка -
работает в тяжелых условиях и поэтому весьма требовательна к обслуживанию.
Форсунка (инжектор) - управляемый электромагнитный клапан, обеспечивающий
дозированную подачу топлива в цилиндры двигателя. Существуют форсунки для центрального
(одноточечного, моно) и для распределенного (многоточечного) впрыска.
Блок управления - электронный блок, управляющий системой впрыска, в частности
работой форсунок.
Устройство форсунки:
a - форсунка одноточечного впрыска, б - форсунка распределенного
впрыска
1 - фильтр, 2 - электрический разъем, 3 - обмотка электромагнита, 4 - корпус форсунки, 5 - сердечник,
6 - корпус клапана, 7 - клапан (б - игла клапана), 8 - уплотнительное кольцо, 9 - распылительное отверстие.
Топливо подается к форсунке под определенным (зависящим от режима работы двигателя) давлением.
Электрические импульсы, поступающие на электромагнит форсунки от блока управления, приводят в
действие игольчатый клапан, открывающий и закрывающий канал форсунки. Количество распыляемого
топлива пропорционально длительности импульса, задаваемой блоком управления. Форма и
направление распыляемого факела играют существенную роль в процессе смесеобразования и
определяются количеством и расположением распылительных отверстий.
Центральный впрыск.
В общий впускной трубопровод топливо впрыскивается одной
форсункой (для всех цилиндров двигателя), которая устанавливается перед дроссельной
заслонкой, в месте, где "должен стоять карбюратор", и характеризуется низким сопротивлением
обмотки электромагнита (до 4-5 Ом). Одноточечный впрыск - как промежуточный этап при переходе
от карбюратора к системам распределенного впрыска и устанавливался на автомобилях в основном
в 80-х годах 20 века. В 90-х практически повсеместно одноточечный впрыск был вытеснен
многоточечным или распределенным
Распределенный впрыск.
Отдельные форсунки осуществляют впрыск топлива во
впускные трубопроводы каждого цилиндра. Они располагаются у основания впускных трубопроводов
(у корпуса головки блока цилиндров) и отличаются относительно высоким сопротивлением обмоток
электромагнитов (до 12-16 Ом). Исключение составляют форсунки двигателей с турбонаддувом,
которые имеют сопротивление обмотки до 4-5 Ом. На некоторых автомобилях последнего поколения
топливо подается непосредственно в камеру сгорания (непосредственный впрыск). Форсунки таких
двигателей отличаются высоким рабочим напряжением электромагнита (до 100 В).
Основные признаки и причины неисправности форсунок.
Состояние форсунок существенно влияет на работу двигателя. Основными признаками их
неисправности бывают: рывки и провалы при увеличении нагрузки на двигатель; недостаточная
мощность, развиваемая двигателем; неустойчивая работа на малых оборотах; повышенная
токсичность отработавших газов. Проверить работоспособность электромагнита форсунки
можно самостоятельно на ощупь или с помощью стетоскопа. Срабатывание клапана
сопровождается характерными щелчками. Неподвижность клапана может быть результатом
повреждения в электроцепи, плохого контакта электрических соединений, отсутствия электрического
импульса или обрыва в обмотке электромагнита форсунки.
Наиболее распространенной неисправностью форсунок является их загрязнение. Они расположены
в зоне воздействия высоких температур. Следствие этого - закоксовывание содержащимися в топливе
(особенно низкокачественном) смолами, образование на форсунке твердых отложений,
перекрывающих (частично или полностью) распылительные отверстия и нарушающих герметичность
игольчатого клапана.
Кроме того, общее загрязнение элементов топливной системы (бака, трубопровода, фильтра и т.д.)
приводит к засорению частичками шлама каналов и фильтра форсунки. Основным способом
восстановления нормальной работоспособности форсунок является их промывка.
Промывка форсунок
Эта операция подразумевает удаление (вымывание) накопившихся загрязнений из системы.
К основным способам промывки форсунок относятся:
Внимание!Промывка форсунок с помощью специальной установки без их демонтажа заключается в работе двигателя на специальном промывающем топливе (сольвенте). Для этого отключается штатный топливный насос автомобиля и магистраль слива топлива в бак ("обратка"), а топливопровод системы впрыска соединяется с установкой (стендом), имеющей резервуар с сольвентом, который под давлением подается на форсунки.
Удаление застарелых отложений подобным методом может привести к прямо противоположному результату: большое количество шлама, смытого моющей присадкой со стенок топливной системы, засоряет трубопровод, топливный фильтр, а иногда и сами форсунки, окончательно выводя их из строя.