Основные признаки загрязнения форсунок .
В процессе работы двигателя на элементах его
топливной системы – форсунках, топливопроводах, топливной рампе, регуляторе
давления, впускных клапанах постепенно осаждаются загрязнения, находящиеся в
топливе. Современные электромагнитные форсунки изготавливаются с допусками 1мкм
и способны проработать до миллиарда циклов. Основной причиной нарушения их
работы является загрязнения в процессе эксплуатации, хотя на пути механических
частиц стоят топливные фильтры, отсеивающие частицы крупнее 10-20мкм.
Они устанавливаются в топливной магистрали и в самой форсунке. Главной причиной
загрязнения является неизбежное присутствие тяжелых фракций в составе топлива.
Наиболее интенсивное накопление отложений происходит сразу после остановки
двигателя. В это время температура корпуса форсунки возрастает за счет нагрева
от горячего двигателя , а охлаждающее действие топлива отсутствует. Легкие
фракции топлива в рабочей зоне форсунки испаряются, а тяжелые накапливаются в
виде лаковых отложений, уменьшающих сечение калиброванного канала. К примеру,
слой отложений толщиной 5мкм может изменить пропускную способность этого канала
на 25%. Загрязнение распылительных отверстий форсунок ухудшает образование
топливо-воздушной смеси, в регуляторе давления нарушается герметичность его
запорного клапана, а в топливном насосе высокого давления для дизелей
существенно уменьшается его производительность.
Основными признаками загрязнения форсунок являются:
1. Затрудненный пуск двигателя.
2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и переходных режимах.
3. Провалы при резком нажатии на педаль газа.
4. Ухудшение динамики разгона двигателя и потеря мощности.
5. Увеличение расхода топлива.
6. Повышение токсичности отработавших газов.
7. Появление детонации при разгоне вследствии обеднения смеси и повышения температуры в камере сгорания.
8. Пропуски воспламенения.
9. Хлопки в выпускной системе.
10. Быстрый выход из строя кислородного датчика (лямбда-зонда) и каталитического нейтрализатора.
Загрязнение форсунок становиться особенно заметным с наступлением холодов, когда испаряемость топлива ухудшается : появляются проблемы с пуском холодного двигателя.
Возникает вопрос – как очистить загрязненные форсунки?
В настоящее время получили распространение:
1. Очистка форсунок без демонтажа с двигателя .
2. Очистка форсунок на ультразвуковом стенде с их демонтажем.
Эффективность промывки на ультразвуковой установке выше, чем у предыдущего
способа очистки, но кроме форсунок другие элементы топливной системы не
очищаются. Например сама топливная рампа, регулятор давления с запорным
клапаном, впускные клапана, дозатор- распределитель (в электромеханических
системах впрыска) и топливный насос высокого давления в дизелях.
Стоимость очистки зависит от конструктивных особенностей двигателя и колеблется от 10 до 30 $ за одну форсунку. Для недорогих иномарок и отечественных автомобилей иногда экономически целесообразнее установить новые форсунки.