Требования к колёсам
Каким
должно быть колесо? В первую очередь прочным, чтобы выдерживать стандартные
нагрузки при обычной езде, а также пиковые нагрузки во время внештатных
ситуаций: наезды на препятствия, аварии и т. д. Поэтому при подборе колеса
следует помнить, что обозначенная на нем предельная статическая нагрузка как
минимум должна быть не меньше четверти максимальной массы снаряженного
автомобиля, указанной в сопроводительных документах.
Второе важнейшее требование, предъявляемое к колесам, — это их малый вес.
Колеса входят в состав неподрессоренных частей автомобиля. Уменьшение их массы
крайне благотворно сказывается на работе подвески. Динамическая нагрузка на нее
снижается; увеличивается плавность хода и обеспечивается лучший контакт колес с
дорогой на неровностях (колеса ЋслушаютсяЛ упругих элементов подвески).
По расчетам специалистов, снижение массы колеса (неподрессоренных частей) на 1
кг при определенных скоростных режимах эквивалентно изменению массы кузова
(подрессоренных частей) на 15 кг. То есть для четырех колес это составит
изменение в 60 кг, что сравнимо с весом взрослого человека.
При вращении тяжелого тела гироскопический эффект проявляется в полной мере,
поэтому колесо с пониженной массой проще и повернуть, что, в свою очередь,
снижает нагрузку на систему управления. Да и разгон-торможение осуществляется
за меньшие промежутки времени у колес с меньшей инерцией вращения (менее
массивных).
Таким образом, при облегчении колеса мы имеем целый комплекс положительных
изменений, вплоть до снижения расхода топлива и повышения безопасности
водителя.
Следующим важным моментом является точность исполнения колеса – отсутствие у
него радиальных и осевых биений.
Дисбаланс возникает в том случае, когда центр масс колеса смещен относительно
его геометрического центра. Действующая на неуравновешенную массу центробежная
сила возрастает пропорционально квадрату частоты вращения. Возникающие при этом
вибрации ухудшают комфортабельность и устойчивость автомобиля на больших
скоростях, а также отрицательно влияют на элементы подвески и систему
управления.
По ГОСТу 37.001.429-98 для колес, производимых в России в настоящее время,
отклонения на участках, максимально удаленных от оси вращения (на ободе), не
должны превышать 1 мм в радиальном направлении и 0,7 мм в осевом.
Балансировка колес производится на специальных стендах путем крепления на ободе
уравновешивающих грузиков (при помощи прижимных скобок или клея). Осуществлять
данную операцию нужно на накачанном колесе в сборе с шиной и повторять
регулярно в процессе эксплуатации автомобиля (дисбаланс может изменяться из-за
неупругих деформаций колеса и неравномерного износа шины).
В ходе эксплуатации автомобиля балансировка колес может потребовать коррекции.
Здесь надо напомнить, что самыми уязвимыми являются места крепления
балансировочных грузиков. Забивая скобочку, вы повреждаете лак, к тому же свинец
образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет
коррозионные процессы. Здесь, как уже упоминалось, лучше самоклеящиеся грузики.
Если же их нет, то учтите: стандартные скобочки (для стальных дисков) плохо
удерживают грузики из-за большей толщины алюминиевого диска и сильно портят
лак. Лучше поискать специальные, с увеличенным "зевом", или
попытаться изогнуть обычные по форме обода.