Классификация масел для
трансмиссий и
ведущих мостов
Классификация по SAE
По классификации SAE эти масла разделяются на классы 75W, 80W, 85W, 90, 140 и
250. Буква W означает, что вязкость масла определена на низких температурах.
При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна
удерживаться в пределах 150.000 сантипуазов (сП), кроме этого масло должно
удовлетворять определенным минимальным требованиям при 100°С. для масел других
классов SAE предельные характеристики вязкости определены при температуре
100°С.
Класс SAE |
Максимальная допускаемая температура для вязкости 150.000 сП |
Вязкость в сСт при |
75W |
-40 |
4,1/- |
80W |
-26 |
7,0/- |
85W |
-12 |
11,0/- |
90 |
- |
13,5/24,0 |
140 |
- |
24,0/41,0 |
250 |
- |
41,0/- |
Классификация по API
Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от
эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса API для трансмиссионных
масел является GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 5. На практике для
автомашин различных типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4 и GL-5.
Примечение. Классификация API не охватывает масел для автоматических
трансмиссий, так как у изготовителей трансмисий имеются к применяемым маслам
свои требования, которые раньше могли даже значительно отличаться друг от
друга. Ныне ситуация изменилась, и теперь почти все автоматические трансмиссии
могут смазываться маслами одного и того же сорта.
GL-1 |
Трансмиссионное масло, не содержащее противозадирных присадок (присадки EP). Применяется в низкоскоростых трансмиссиях, подвергающихся легким нагрузкам и низким поверхностным давлениям. |
GL-4 |
Масло с довольно высокой концентрацией противозадирных присадок, применяемое в ручных трансмиссиях большинства автомашин. |
GL-5 |
Масло с очень высокой концентрацией противозадирных присадок для использования в тяжелых эксплуатационных условиях. Применяется в высокоскоростных гипоидных ведущих мостах большинства современных автомобилей и техники для земляных работ, работающих при высоких температурах и подвергающихся кратковременной ударной нагрузке. |
Вязкосная классификация SAE
Вязкость
моторных масел выражается с помощью классификации SAE (Society of Automotive
Engineers). В классификации SAE масла разделены на одиннадцать классов: 0W, 5W,
10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Для масел, обозначенных только цифрой,
предельная вязкость определена при 100*С в соответствии с приложенной таблицей.
Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных
условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости
при 100*С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость
при низких температурах.
Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре.
Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS).
Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую
низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать
масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой
температурой безопасного пуска двигателя.
Буквы "HTHS" в таблице расшифровываются как High Temperature High
Share Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на один
сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла
в экстремальных условиях при высокой температуре.
Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет
несколько диапазонов вязкости, т.е. отвечает требованиям к вязкости в
определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.
Класс SAE |
Вязкость по ССS, cP/°C |
Предельная температура перекачиваемости, °С |
HTHS, cP |
Вязкость cSt/100°C |
0W |
3250 / -30 |
-40 |
- |
больше 3,8 |
5W |
3500 / -25 |
-35 |
- |
больше 3,8 |
10W |
3500 / -20 |
-30 |
- |
больше 4,1 |
15W |
3500 / -15 |
-25 |
- |
больше 5,6 |
20W |
4500 / -10 |
-20 |
- |
больше 5,6 |
25W |
6000 / -5 |
-15 |
- |
больше 9,3 |
20 |
- |
- |
2,6 |
5,6 - 9,3 |
30 |
- |
- |
2,9 |
9,3 - 12,5 |
40 |
- |
- |
2,9 / 3,7 |
12,5 - 16,3 |
50 |
- |
- |
3,7 |
16,3 - 21,9 |
60 |
- |
- |
3,7 |
21,9 - 26,1 |