Менять или мыть?


 

Нужна ли дополнительная промывка мотора перед очередной заменой масла или можно просто слить отработавшее и залить свежее?

К сожалению, однозначного ответа специалисты пока не дают. Специалисты-масленщики порой высказывают полярные мнения. Однако отметим, что даже за рубежом, где двигатели заправляют "синтетикой" с великолепными моющими свойствами, составы-очистители масляной системы пользуются устойчивым спросом. Удаление "вековых" отложений и грязи из моторов "жигулей", "москвичей" и "волг", знакомых в основном с "советской" "всесезонкой", будет процедурой далеко не лишней.

Наиболее распространенный в нашей стране класс таких средств -- промывочные масла. Отметим сразу, что с основной задачей -- очисткой двигателей -- они справляются хорошо. Единственное предупреждение -- не покупайте безродные препараты, на этикетках которых не указан завод-изготовитель. Поддельщики всегда скрывают свои координаты.

Одно из главных достоинств промывочных масел -- возможность их многократного использования: одной канистры, как правило, хватает на четыре-пять обработок двигателя. Экономия средств налицо. Правда, бесплатных пирожных не бывает -- владельцу машины придется выполнить ряд условий. После применения препарат нужно аккуратно слить в свободную емкость и дать отстояться несколько дней, чтобы содержащаяся в нем взвесь осела на дно, а перед повторным использованием желательно профильтровать.

Теперь поговорим о недостатках. Они очевидны -- все операции с промывочными маслами далеко "не стерильны" и малотехнологичны. Перечислим последовательность действий. Сначала сливаем "отработку", потом заливаем очищающую жидкость и даем двигателю поработать на холостых оборотах. Затем, стараясь не расплескать драгоценный препарат, что довольно сложно, собираем его в тару для хранения. Для этого потребуются небольшое корытце, воронка и пустая канистра. Завершаем процедуру заменой фильтра и заправкой мотора новым маслом. В результате лазать под машину для манипуляций с пробкой масляного картера придется минимум два раза, да и времени будет потеряно немало.

Чистящими добавками к маслу пользоваться намного удобнее и приятнее. Правда, эти средства разового применения -- их удаляют из мотора вместе с "отработкой". Меньших затрат труда и времени потребует "АМ -- очиститель масляной системы", выпускаемый АО "Амтек". Препарат заливают в двигатель за несколько дней до предполагаемой замены масла. Промывка происходит в процессе эксплуатации. После того, как вы наездите 250-300 км, можно заправлять силовой агрегат новым маслом в обычном порядке. У препаратов подобного типа есть одна особенность, и лучше о ней не забывать: крайне нежелательно превышать рекомендованный инструкцией пробег с добавкой в моторе. Иначе можно спровоцировать поломку двигателя.

Несколько иной принцип действия у составов американской фирмы STP. Их добавляют в картер непосредственно перед заменой. Очистка длится 5-20 минут на холостом ходу, в это время ездить на автомобиле запрещено. Американцы предлагают покупателям два типа препаратов. "STP -- Engine Flush" предназначен для регулярного использования перед каждой заменой масла. Средство очищает внутренние поверхности двигателя, удаляет шлам, нагар и смолы, нейтрализует кислоты, а кроме того, содержит добавки, снижающие износ. "STP -- Premium Engine Flush" -- состав "ударного" действия для сильно загрязненных моторов. Его рекомендуют применять через каждые 40 тыс. км пробега. Помимо повышенной очищающей способности, он обладает рядом дополнительных свойств: содержит специальные присадки, снижающие износ деталей, устраняет небольшие течи масла благодаря восстановлению эластичности резиновых уплотнений двигателя (так называемый эффект "stop-oil").

Любопытный факт отмечают дилеры западных компаний: именно такие, концентрированные составы разнообразного назначения пользуются у нас повышенным спросом. К основным потребительским недостаткам моющих добавок можно отнести высокую стоимость некоторых продуктов зарубежного производства и нерегулярные поставки препаратов этого класса в отдельные регионы страны.

НАДО ЛИ ПРОМЫВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ? (Заметки практика, с которыми могут не согласиться "теоретики")

Действительно, какие могут быть сомнения в необходимости промывки двигателя? Ведь известно, что со временем на стенках цилиндров образуются твердые или мазеобразные отложения, нагар и смолы. Твердые частицы, отделившись от стенок, могут, например, попасть в систему смазки, повредить детали трущихся пар, вызвать отказ гидротолкателей в приводе клапанов.

Значит, промывать? Не будем торопиться. Сначала посмотрим, откуда берутся все эти смолы, мази и прочие отложения.

По сути своей инородные отложения на стенках - это продукты механического износа трущихся поверхностей, термического разложения масла, а также нерастворимые химические соединения, рождающиеся в жестких условиях работы двигателя. Избежать появления отложений невозможно, а вот свести к минимуму их вредное воздействие как раз и должно моторное масло.

Действительно, масло содержит комплекс присадок, в том числе и специальные - моющие. Они поддерживают твердые частицы во взвешенном состоянии, т.е. не дают им оседать на рабочих поверхностях.

Низкосортные, дешевые, а также сомнительного качества масла, мягко говоря, не обеспечивают требуемой чистоты стенок. Они не только не смывают, но увеличивают слой отложений на деталях. К такому же эффекту приводит эксплуатация автомобиля на качественном, но не соответствующем конкретному двигателю, масле. Порой автомобилисты пренебрегают классификацией масла по API, заливают в двигатель масла типа SF/CC (для бензиновых 1981-88гг. выпуска и дизельных двигателей без турбонаддува), а потом удивляются: почему это под клапанной крышкой так много нагара?

К слову сказать, аналогичная ситуация может возникнуть не только по причине масла, но также из-за определенных условий эксплуатации. Например, при коротких поездках в холодное время года. Масло да и двигатель в целом не успевают прогреться должным образом. Прорыв газов через поршневые кольца, не сгоревшее из-за переобогащения смеси топливо, конденсация на холодных стенках двигателя водяных паров, содержащихся в картерных газах, - все это усугубляет картину.

Взвешенные, т.е. не осевшие на стенках твердые частицы удаляются при смене масла. Визуально по состоянию отработанного масла можно судить о степени загрязнения двигателя.

Можно ли избежать негативного процесса образования всякого рода отложений на стенках? Можно. Достаточно соблюдать нехитрые правила эксплуатации двигателя. Одно из них мы уже вскользь упомянули - заливать соответствующее масло, и желательно современное.

А можно использовать масло для современных двигателей класса SH или даже SJ. Такие масла значительно более высокого качества по исходному сырью, они более термостабильны и содержат легирующие добавки нового поколения. Конечно, современное качественное масло (отнюдь не подделка) стоит дорого. Но двигатель - он ведь тоже недешев.

Какое масло предпочесть - минеральное или синтетическое, - вопрос не столь существенный. Кстати, самое распространенное отечественное масло в прежние времена тоже было, что называется, <на высоком качественном уровне>и при правильной эксплуатации заметных отложений не вызывало.

Второе правило - менять масло. Правда, со знаком вопроса - когда? Практика показала - чем чаще, тем чище внутри двигатель. Да и изнашивается меньше. Что совершенно не удивительно, если принять во внимание неумолимый процесс старения масла, сопровождаемый его загрязнением различными веществами. Так что срок смены масла - понятие компромиссное.

С учетом экономических соображений, компромисс этот в наших российских условиях составит 6-8 тысяч километров.

Кроме того, загрязнений двигателя можно избежать, если правильно отрегулировать систему топливоподачи. В противном случае обогащенная смесь даст нагарообразование в камере сгорания и быстрое почернение масла. Не прибавит двигателю чистоты плохое состояние цилиндропоршневой группы, клапанов, их направляющих втулок и маслосъемных колпачков. Повышенный расход масла и прорыв газов в картер также ускорят загрязнение и старение масла и, соответственно, интенсивность отложений. Но до этого двигатель лучше не доводить.

Промывочное масло содержит повышенное количество моющих агентов и заливается в двигатель после слива отработанного моторного масла. Работа двигателя на промывочном масле допускается непродолжительное время (обычно 5-10 мин) и только на холостом ходу без нагрузки. После чего масло сливают и заливают свежее моторное (вместе с заменой масляного фильтра).

Моющая добавка в масло - это концентрат моющих агентов. Добавка заливается в двигатель перед сменой старого масла. Режимы и продолжительность работы двигателя на такой масляной смеси аналогичны приведенным выше для промывочного масла, за что подобные добавки среди водителей получили название <пятиминутные>.

Но прежде чем мыть, предлагаем сначала проанализировать этот процесс. Что происходит при промывке двигателя? Отложения смываются со стенок, в результате чего грязь попадает в поддон. А теперь посмотрим в поддон - картина будет любопытная. Смытые частицы и конгломераты загрязнений <присосало>к маслоприемнику, точнее, к его сетке. И застряли они в ней, что называется, накрепко.

Ладно, глушим двигатель, сливаем грязное промывочное масло, ставим фильтр, наливаем свежее рабочее. Что стало с грязью на сетке маслоприемника? Часть ее удалена вместе с промывочным маслом, а часть залипла на сетке. Дальше возможны два варианта развития событий.

Самый безболезненный - если оставшиеся частицы потом затянет в систему смазки. Тогда после маслонасоса они будут задержаны фильтром и к трущимся деталям не попадут.

Хуже, если грязь останется на сетке. Когда к ней добавятся частицы, оставшиеся в поддоне и на стенках после слива промывочного масла, быть беде. Застрявшие частицы могут резко уменьшить подачу масла в двигатель, особенно на больших оборотах. Или даже полностью перекрыть маслоприемник.

Чего же мы добились промывкой? Грубо говоря - нарушения пусть относительного, но тем не менее равновесного рабочего состояния двигателя. Последствия такого нарушения непредсказуемы.

Скажете, сказки? Ничуть. Посмотрите на фотографии. Они сделаны после разборки двигателя Mitsubishi Pajero, у которого <застучал>шатунный вкладыш. Да не один, а сразу несколько. Когда это случилось, спросите? После замены масла с промывкой.

Прежде чем затевать такое дело, целесообразно знать <предысторию>двигателя - кандидата на промывку. Это прежде всего его возраст, когда менялось масло и какое залито, режим эксплуатации.

Если эксплуатируется изначально новый двигатель, промывать его не надо вовсе, тем более когда вы используете проверенное масло высокого качества. Хотя особая радивость в этом вопросе тоже не повредит: хотите промыть - пожалуйста, хуже не будет.

При смене минерального рабочего масла на синтетическое можно также обойтись без промывки двигателя. Несливаемый остаток <минералки>слишком мал, чтобы оказать существенное влияние на работу двигателя.

Другое дело, если двигатель старый. В этом случае не советуем рисковать с промывкой, особенно, когда предыстория эксплуатации автомобиля неизвестна. Бывало, что даже простая замена рабочего масла на высококачественное новое в таком двигателе давала отрицательный эффект - смытые с внутренних стенок отложения в конечном счете выводили двигатель из строя.

Невозможно конкретно сказать, что будет в промежуточных вариантах между двумя описанными крайностями. Когда на итог в конечном счете влияет не <природа>промывочного масла, а целый ряд других факторов (вид отложений на стенках, конструктивные особенности двигателя, конфигурация поддона, маслоприемника, режим эксплуатации автомобиля и многое другое), вступает в действие простой <закон игрока>: может, повезет, и двигателю от промывки <полегчает>, а может, и нет.

Словом, мыть или не мыть - вопрос совсем не простой и не однозначный. К тому же наш журнал - вовсе не истина в последней инстанции. Мы только высказали мнение практиков-мотористов, подтвержденное многолетним опытом.

http://abs.msk.ru/abs/doc/abs.html


Хотелось бы немного разобраться в единицах измерения вязкости масел.

Что тут главное?

 

Вязкость - качество обратное текучести - зависит не только от температуры масла, но и от скорости его движения. Различают вязкость динамическую и кинематическую. Первая измеряется в пуазах или паскаль секундах. Она характеризует внутреннее трение в подвижных слоях масла. Вторая же характеризует медленное течение масла под действием силы тяжести, то есть веса масла. Единицей измерения служит стокс или сотая его часть - сантистокс. Кстати, нет какой-то непроходимой границы между динамической и кинематической вязкостью. Если разделить динамическую вязкость на плотность масла, то получим кинематическую вязкость. Плотность же масла находится в пределах 0,85-0,90, отсюда и близость соответствующих числовых данных.

Эти стоксы и пуазы мало что говорят потребителю, нельзя ли привести для наглядности примеры?

 

Самый простой пример - вода. В обычных условиях ее динамическая вязкость при комнатной температуре равна одному сантипуазу. Этиловых спирт имеет динамическую вязкость чуть выше - 1,2 сантипуаза, ацетон - всего 0,34, а бензин - 0,53 сантипуаза. Если говорить о более вязких жидкостях, используемых в быту, то это - глицерин, который имеет при комнатной температуре динамическую вязкость 925 сантипуаз. Или вазелиновое масло - динамическая вязкость 600 сантипуаз. Все перечисленные жидкости являются, так называемыми, "ньютоновскими", то есть их вязкость от градиента скорости сдвига не зависит. Защищенное всесезонное моторное масло - это уже "неньютоновская жидкость", его вязкость заметно изменяется в зависимости от скорости течения.

А как насчет синтетических масел?

 

Кто делает ставку на синтетическое масло, не проиграет. По сравнению с загущенными всесезонными маслами, синтетические имеют ряд уникальных достоинств. Температура их застывания обычно около - 50 градусов Цельсия и даже ниже. Им не присуща деструкция, то есть вязкость мало изменяется за весь срок эксплуатации, а он больше чем у других масел. Всесезонные масла подвержены старению из-за механического "износа" - деструкции макромолекул. Однако, синтетика слишком дорога для среднего потребителя. Что касается масел на минеральной основе, то в условиях среднерусского климата лучше использовать масло с маркировкой 10W40 (для бензиновых двигателей и дизелей). Для районов с мягкой зимой подойдет масло 15W40. PS: Вышеприведенный материал является выдержкой из статьи И.Г. Роллинга в газете "Авто" N42 и N44 за 1993 год.

 

А чем отличается 5000 от 3000. Или pls если можно кpатко что это еще за API такое.

[ликбез ON] Для автомобильных масел пpинято указывать два паpаметpа: вязкость и класс качества. Вязкость классифициpуется по шкале SAE и для всесезонного масла имеет вид SAE xx W yy, где xx - вязкость в условных единицах для холодного двигателя, yy - вязкость для пpогpетого двигателя. Hапpимеp, для сpеднего всесезонного минеpального масла имеем SAE 15W30, для полностью синтетического мотоpного масла выше сpеднего имеем SAE 5 W 50, а для элитного SAE 0 W 40 ! Чем меньше пеpвое число, тем масло более жидкое на моpозе => пуск холодного существенно легче (из собственного опыта скажу, что пpи -25 С, Visco 5000 (SAE 5W40) капает со щупа (!), а вообще по мануалу, оно сохpаняет жидкое состояние до -30 С). Чем больше втоpое число, тем гуще масло в пpогpетом двигателе, это очень полезно для стаpых двигателей, т.к. повышает давление масла. Тpансмиссионное масло емеет обозначение по SAE поpядка SAE 80W90. Класс качества классифициpуется по шкале API и имеет вид для унивеpсального мотоpного масла API Cx/Sy, где x - класс качества по шкале для дизельных двигателей, y - класс качества по шкале для бензиновых двигателей. Класс качества обозначается буковками (A,B,..,F,H,...) или для совpеменных масел для бензиновых двигателей имеет поpядок F,H; для дизельных C,D. Естественно, на сегодня максимальный класс имеют синтетические масла. Что касается общих плюсов синтетического масла, то, в добавление к вышеизложенным, это: больший сpок службы (около 40000 км), меньшая угаpная способность (т.е. если колечки не в поpядке, по теоpии, в тpубу его будет улетать меньше, чем синтетического). Из минусов: бо'льшая текучесть (если где-то не в поpядке пpокладка или сальник, масло вытечет махом), высокая стоимость. Итак, навскидку, Visco 5000 - fully синтетическое мотоpное масло с вязкостью по SAE 5W40 и классом качества API CD/SH (IMHO !). Visco 3000 - масло полу- синтетическое, соответственно, SAE 10W40, API CD/SH (IMHO !


  Нужно ли промывать двигатель при смене масла?
Если нужно, то как?

 

Промывать двигатель нужно, если вы меняете масло в первый раз (особенно если не знаете, какое масло было залито ранее); если переходите с одного типа масла на другой; если меняете марку масла; если двигатель грязный. В остальных случаях (при периодических заменах масла) мнения разделяются: одни говорят, что промывать нужно, другие утверждают обратное.

Вопрос о промывке часто возникает при переходе с одного типа масла на другой. Смешивать разные типы масла категорически не рекомендуется - иначе масло может свернуться, двигатель забьется образовавшейся взвесью, и его придется серьезно ремонтировать или даже менять.

Бывают случаи, когда хозяин машины сам не знает, какое масло залито в его двигатель - синтетика или минералка - предыдущий владелец, скажем, не сообщил. Чтобы определить тип масла, можно, например, попробовать накапать в какую-либо емкость горячего масла из двигателя и добавить нового из канистры. Смешать и посмотреть, не образуется ли взвесь. При малейшем подозрении на ее образование - новое масло не лить.

Надежнее, конечно, перед сменой масла двигатель промыть. Способов промыть двигатель два: промывкой-"пятиминуткой" или промывочным маслом.

Моющие добавки (их еще называют "пятиминутками") - это концентраты моющих агентов. Заливаются в двигатель перед сменой масла и быстро сливаются вместе со старым маслом. Против "пятиминуток" приводится тот аргумент, что они вымывают отложения очень агрессивно, удаляя в том числе и "полезные" отложения. К тому же не удивляйтесь, если после применения "пятиминутки" у вас потекут сальники - это происходит в большинстве случаев. Впрочем, на это есть возражение, что нужно использовать их по технологии, то есть заливать именно на несколько минут, а не ездить на них продолжительное время. Говорится также и о том, что нужно использовать импортные промывки хорошего качества. Но в любом случае использование "пятиминуток" сравнивают с лотереей - может, двигателю будет от этого лучше, а может, наоборот, хуже. Если вы не против поэксперементировать на своем двигателе - лейте. Если двигатель у вас к экспериментам не располагает - лучше воздержаться.

Промывочное масло, в отличие от "пятиминуток", заливается в двигатель после слива старого масла. Оно содержит повышенное (по сравнению с обычным маслом) количество моющих агентов, и время его использования тоже должно быть небольшим (5-10 минут). После чего оно сливается, и заливается свежее масло. Плюсы промывочного масла: оно действует менее агрессивно, чем "пятиминутки" - вымывает взвешенные частицы, не затрагивая "полезных" отложений. Минусы: промывочные масла, как правило, делаются на минеральной основе, поэтому могут не сочетаться с синтетикой.

Третий вариант - промыть двигатель собственно маслом, на котором вы собираетесь ездить, то есть залить новое масло и сменить через укороченный интервал времени. Иными словами, вовсе не промывать двигатель, а довериться тем моющим присадкам, которые есть в составе любого качественного масла. Если масло при дальнейших заменах темнеет, его нужно всего лишь чаще менять. Такой вариант хорош, когда вы меняете масло в двигателе уже не в первый раз, льете проверенные качественные масла и эксплуатируете машину не в экстремальных режимах. Не забывайте при этом менять масляный фильтр.


Автор/источник: http://www.auto.vl.ru/
...

Хостинг от uCoz