Масляные фильтры. |
Загрязнение моторного масла
Загрязнение масла в работающем двигателе происходит, к сожалению, непрерывно.
Его интенсивность зависит от многих факторов: тут и конструкция двигателя, и
качество топлива, и режимы эксплуатации и многое другое.
Загрязняющие примеси принято делить на две основные группы - органические и
неорганические. Органические с основном состоят из продуктов неполного сгорания
топлива, соединений серы, а также продуктов термического разложения, окисления
и полимеризации масла и топлива. Неорганические же примеси - это пыль, частицы
износа, технологические загрязнения и "обломки" отработавших зольных
присадок.
Загрязнение масла в дизелях имеет свои особенности - в отличие от бензиновых
и газовых двигателей здесь значительно выше содержание сажи. Ее присутствие
подавляет противоизносные свойства масляных присадок и усиливает выпадение отложений.
Вместе с тем было бы неправильно предполагать, что в процессе эксплуатации само
масло претерпевает значительные химические изменения, ухудшающие его свойства.
Фактически происходит увеличение содержания в масле инородных веществ, которые
вызывают его старение и необходимость замены.
Вот тут-то и должен сыграть свою роль правильно подобранный масляный фильтр.
Системы очистки
В современном автомобилестроении применяют в основном две схемы очистки масла:
полнопоточную, состоящую из одного фильтра, и комбинированную, в состав которой
входит еще и частичнопоточный фильтр или центрифуга. Последняя более эффективна.
Принцип комбинированной очистки масла нельзя назвать новинкой, он появился еще
в 20-х годах. Тогда в основном применялась комбинация из фильтров грубой очистки
(щелевые и сетчатые) и тонкой очистки (фильтры из плотного картона).
В настоящее время комбинированные системы очистки масла предполагают установку
полнопоточного бумажного фильтра с тонкостью отсева около 45 мкм и частичнопоточного
фильтра с тонкостью отсева 1-3 мкм со сливом очищенного масла в картер двигателя.
В качестве зарубежного примера можно привести дизельные двигатели Mercedes серий
200 и 300.
Комбинированная система очистки масла увеличивает стоимость двигателя, поскольку
состоит из большего числа элементов. Однако с ее применением ресурс полнопоточных
фильтров возрастает примерно в два раза. Это вызвано тем, что частичнопоточный
фильтр удерживает основную массу загрязняющих примесей и облегчает работу полнопоточного
фильтра. Как я понял, комбинированная система очистки применяется, в основном,
на дизельных двигателях. При этом через фильтр тонкой очистки гонится не весь
поток масла, а 10-15%, видимо, чтобы поддерживать высокое давление масла и достаточную
скорость потока (АС).
Конструкция фильтров
Существуют три основных типа конструкции фильтров: разборные, неразборные и
модульные.
Классический, так сказать, хрестоматийный неразборный полнопоточный фильтр состоит
из металлического корпуса, фильтрующего элемента и двух клапанов: перепускного
(его называют иногда редукционным, предохранительным или обводным) и обратного
(другие его названия - антидренажный, противосливной).
Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в двигатель в тех случаях, когда
его не пропускает фильтрующий элемент. Так бывает, если элемент загрязнен, а
также при резком повышении оборотов или загустевании масла на холоде. Давление
открытия перепускного клапана в зависимости от модели колеблется от 0,5 до 3,5
бар (ни фига себе давление - до трёх с половиной атмосфер!).
Назначение обратного клапана - удерживать масло в фильтре при неработающем двигателе
с тем, чтобы обеспечить быстрый подъем давления в системе при пуске мотора.
Традиционно антидренажный клапан фильтра изготавливают в виде резинового кольца
переменного сечения, упругие свойства которого теряются с течением времени.
При этом масло из фильтра после остановки двигателя сливается, а это плохо:
при последующем пуске давления в системе смазки не будет до тех пор, пока фильтр
вновь не заполнится маслом. Такое запаздывание ведет к повышенному износу деталей
двигателя.
Некоторые фирмы-изготовители фильтров применяют антидренажный клапан, изготовленный
в виде тонкого резинового диска. Его плотное прилегание к поверхности крышки
обеспечивается витой или штампованной металлической пружиной. Такая конструкция
характеризуется повышенной долговечностью.Другое перспективное решение - размещение
перепускного клапана в верхней части фильтра рядом со впускными отверстиями,
что обеспечивает поступление в двигатель более чистого масла при открытии клапана.
Конструкция такого рода используется на некоторых изделиях фирмы Purolator.
Материал фильтрующих элементов
Наибольшее распространение в полнопоточных фильтрах получили фильтрующие элементы
с тонкостенной шторой, уложенной в виде многолучевой звезды. Значительно реже
применяют другие способы увеличения рабочей поверхности фильтрующего элемента:
"шевронная" укладка, спирально-складчатая и др.
Традиционно в качестве фильтрующего материала используется изготовленная специальным
образом бумага, которая имеет высокую пористость, прочность и пропитана фенолформальдегидными
смолами для придания водостойкости.
Реже в полнопоточных фильтрах применяют фильтрующие элементы объемного типа
, изготовленные из хлопчатобумажных, синтетических и искусственных волокон.
Фильтрующие элементы объемного типа отличаются высокой грязеемкостью и эффективностью
очистки масла от загрязняющих примесей. Вместе с тем они имеют повышенное гидравлическое
сопротивление, вследствие чего увеличивается время работы фильтра с открытым
перепускным клапаном во время пуска и прогрева двигателя (особенно в зимний
период эксплуатации).
|
|
|
Качество фильтров и подделки
Какие сюрпризы преподносят плохо сделанные фильтры? Встречается недостаточная
герметичность завальцованных соединений - в этом случае масло вытекает из фильтра.
Фильтрующий элемент может быть слишком плотен - это снижает ресурс фильтра.
Если перепускной клапан открывается при слишком низком давлении, двигатель обречен
работать на неотфильтрованном масле.
Если обратный клапан отсутствует или установлен без уплотнения, масло в остановленном
двигателе стекает в поддон картера и при пуске возникает эффект "сухого
трения". Как уже упоминалось, это значительно снижает ресурс мотора.
Продукция известных фирм подобными дефектами не страдает. Но палитра нашего
рынка пестра: встречаются и полукустарные изделия, и подделки под известную
марку. Иногда, чтобы не иметь неприятностей, фальсификаторы (чаще всего азиатские)
меняют одну букву в названии фирмы. Например, вместо Champion пишут Shampion
в надежде, что покупатель не разберется, а фирма не привлечет к суду. О качестве
таких изделий даже говорить не хочется.
Иногда бывают неполадки в самом двигателе, приводящие к выходу фильтра из строя.
Например, корпус фильтра "раздувается" из-за неисправности редукционного
клапана в системе смазки или использования моторного масла несоответствующей
вязкости. Пока не будет устранена эта причина, фильтры станут выходить из строя
без конца.
Сертификация и испытания
Наиболее полно оценить эффективность очистки масла можно при проведении эксплуатационных
испытаний, но они требуют значительных затрат и времени.
Поэтому основными методами исследований в настоящее время являются лабораторно-стендовые
испытания, позволяющие определить основные показатели эффективности и надежности
работы фильтров.
Испытания фильтров проводят на специальном оборудовании по методикам ГОСТ и
ISO (отечественные и международные стандарты).
Оценка дается по десяти параметрам, в число которых входят:
- начальное гидравлическое сопротивление;
- показатели эффективности очистки (тонкость и полнота отсева загрязняющих примесей);
- герметичность фильтра и отсутствие остаточных деформаций при давлении масла
1,5 МПа (15 кгс/кв. см или примерно 15 атмосфер);
- давление масла, которое фильтр может выдержать без разрушения (до 2,5 МПа
или примерно 25 атмосфер);
- работа перепускного и антидренажного клапана (при их наличии);
- габаритные размеры и присоединительная резьба фильтра.
Некоторые мои выводы
Факт, оставшийся не понятым. И это меня беспокоит...
Всё-таки каково должно быть давление открывания перепускного (редукционного, предохранительного, обводного...) клапана для родного двигателя G16A?
Почему оно такое разное у разных производителей и моделей (от 0,5 до 3,5 атмосфер)? Или врёт статья, в которой я это прочитал?
Что будет с фильтрующим элементом при гидродинамическом давлении на него в 3 атмосферы? IMHO, порвёт нафиг и превратит с смятый комок бумаги.
Если датчик высокого давления масла настроен обычно в интервале 1,4-2,0 атмосфер (если он есть), а датчик низкого давления на 0,4-0,5 атмосферы, то как это согласуется с давлением открытия указанного клапана?
А с третьей стороны: