Диагностика ABS и TRC

 WWW.CARSOFT.RU

Что такое ABS или TRC подробно рассказывать не буду - это отдельная тема, а в этих заметках мне хотелось рассказать о том с «чем это едят», то есть описать распространенные неисправности, способы их ремонта из своей, пусть  небольшой, практики. На исключительность своего рассказа - я не претендую…
   …Зимой это еще было. Приехал с работы, поставил машину на стоянку, все нормально, ничего на панели не горело. А стал утром выезжать,  а на панели горят лампочки ABS\TRC»,- вот таким был первый рассказ моего первого клиента. До меня он уже успел объездить несколько автосервисов. В том числе, успел побывать в самом «крутом» в нашем городе: Автоцентре «Toyota», оборудованном стендами,  подъемниками, короче всем, что только душа пожелает. И мастера там все в фирменных комбинезончиках, кепочках – кр-расота! Да вот только цену они загнули: «от 500 баксов». Пообещали заменить всю систему ABS  в сборе.
   Хочу сразу сказать о том, что может показаться некоторым просто ненужным или нудным, отнимающим время: о разговоре с клиентом. Я уже не первый год занимаюсь ремонтом иномарок и за это время понял, что сам ремонт машины
AbsSensorToyotaначинается именно в тот момент, когда ты начинаешь расспрашивать клиента о неисправностях его машины. Поэтому хотелось бы вот что посоветовать : расспрашивайте клиента настолько подробно, насколько это возможно. Когда случилось, в какое время суток, время года, где случилось, его впечатления, что он сам подумал об этом, что предшествовало этому, по его мнению (однажды было такое, что неисправность нашлась в разговоре: клиент сам вспомнил, что он заправил свой автомобиль за несколько часов перед возникновением неисправности - заглохла машина). Я не поленился съездить на ту заправку и, как настоящий сыщик, выяснил у  оператора, что «красивая иномарка заправлялась «во – о - он у того шланга» - с соляркой (!), а двигатель на машине был 1 G-GEU.
…Так как машина с неисправностью по ABS  была относительно свежей, то кроме основного разъема самодиагностики в моторном отсеке, там есть еще один, круглый, расположенный под рулевой колонкой. Однако здесь возникли первые трудности – машина не хотела диагностироваться! Ее просто-напросто «клинило»  (забегу немного вперед: потом, когда неисправность уже была устранена, я так же попробовал провести диагностику системы и она, ПРИ ОТСОЕДИНЕНИИ БЫВШЕГО НЕИСПРАВНОГО ДАТЧИКА СКОРОСТИ  ВЫДАЛА КОД НЕИСПРАВНОСТИ – 36). Что это – глюк или что-то еще, я до сих пор так и не понял. В последствии подобного не попадалось.… При замыкании контактов Е1 и Тс  лампочка начинала  часто мигать. Да так быстро, что еле удавалось сосчитать количество вспышек, которых оказалось 12.… А  это, если судить по ниже приведенной таблице, «КЗ» в цепи реле соленоида.

Некоторые коды неисправности  системы  ABS «TOYOTA».

                

обрыв цепи реле э/м клапана

11

короткое замыкание в цепи реле э/м клапана

12

обрыв в цепи реле электронасоса

13

короткое замыкание в цепи реле электронасоса

14

обрыв или короткое замыкание в соленоиде правого переднего колеса

21

обрыв или короткое замыкание в соленоиде левого переднего колеса

22

обрыв или короткое замыкание в соленоиде правого заднего колеса

23

обрыв или короткое замыкание в соленоиде левого заднего колеса

24

ошибка в сигнале датчика скорости переднего правого колеса

31

ошибка в сигнале датчика скорости левого переднего колеса

32

ошибка в сигнале датчика скорости правого заднего колеса

33

ошибка в сигнале датчика скорости левого заднего колеса

34

обрыв в датчике скорости  переднего левого/заднего правого колес

35

обрыв в датчике скорости  переднего правого/заднего левого колес

36

неисправны ступицы заднего моста

37

напряжение АКБ менее 9.5 В или более 16.2 В

41

блокирован двигатель насоса гидравлического регулирующего блока  или   прервана цепь  двигателя насоса

51

Неисправность

Код неисправности

Считывание кодов неисправностей
1. АКБ полностью заряжена (напряжение 12.6 V).
2. Включите зажигание и убедитесь, что лампа "ABS" загорается на 3 сек.
3. Перемкнуть контакты "Tc" и "E1"диагностического разъема.
4. Снимите короткий штифт(перемычку) "WA-WB" с диагностического разъема.
5. Если имеется неисправность, то сигнальная лампа "ABS" вспыхнет по истечении 4 сек.
6. Коды неисправностей высвечиваются серией коротких вспышек  (длительностью 0.5 сек) с паузой между старшим и младшим разрядом 1.5 сек.
7. Если в системе больше чем одна неисправность, то пауза между кодами примерно 2.5 сек.
Код (ы) повторяются после паузы 4 сек.

При замыкании контактов "E1" и "Tc", одновременно начинают мигать лампочки ABS and TRC. Если неисправности в системах нет, то будет индицироваться код № 1. Это связано с тем, что обе эти системы для своей работы используют одни и те же датчики (имеются в виду датчики, расположенные на  ступицах).Поэтому надо иметь в виду, что при выходе из строя системы ABS одновременно выходит из строя и система TRC.
   Система TRC (TraCtion) имеет такие же коды самодиагностики (trouble codes), как и система ABS (Anti-Lock Braking System), но с некоторыми отличиями. Например, если система ABS при инициализации самодиагностики выдает довольно много кодов неисправностей, то для системы TRC достаточно иметь коды  неисправностей колесных датчиков, потому что именно они и «показывают» ЭБУ TRC – ABS  начало момента проскальзывания (пробуксовывания) колес. Я не случайно поставил эти две аббревиатуры рядом, потому что и  система ABS, и система TRC используют для своей работы один и тот же блок управления, но разные алгоритмы работы.

Легко проверить работоспособность системы TRC на машине. Для этого надо на грунтовой дороге или на дороге, где легко создать «условия проскальзывания», при скорости 30-50 км/час резко ускорить движение машины. Колеса машины в этом момент проскользнут и одновременно на панели приборов несколько раз мигнет  лампочка TRC, информируя о проишедшем проскальзывани. Если во время проскальзывания лампочка TRC не мигнет, то проверьте выключатель « TRC – Off-On», скорее всего он выключен, а если не выключен, то причину надо уже искать либо в самом выключателе, либо в проводке к нему, потому что выход из строя ECU – маловероятен. Сама система настолько надежна, что практически не отказывает.
Для того, что бы было проще разбираться, что же это такое система "ABS-TRC", надо просто уяснить , что система ABS работает  при торможении, а система TRC работает только при резком ускорении.
Например, если при ускорении автомобиля колеса начинают проскальзывать, то ECU на основании датчиков вращения колес, определяет «проскальзывающее» колесо. А затем воздействуют на «неправильное» колесо путем включения того или  иного клапана в модуляторе системы ABS. Проскальзывающее колесо тормозится и тем самым сохраняется необходимый баланс  нормального движения. Если же усилие проскальзывания настолько велик, что его не удается  «погасить» притормаживанием какого-то колеса, то в работу включается вторая заслонка на впускном коллекторе, которая принудительно прикрывает подачу воздуха и тем самым понижает обороты двигателя. В крайнем случае, в данной системе предусмотрено отключение двигателя, если ECU не удается исправить ситуацию. В моделях машин последних лет, появляться дополнительные «приспособы» для данных систем, например, на Toyota выпуска 99 года используется оригинальный дополнительный датчик на каждом колесном диске (ступице). Как потом выяснилось, это был  датчик температуры. По всей видимости, он предназначен для контроля температуры диска. И, наверное, отключать работу двигателя при достижении какой-то определенной температуры, которая считается небезопасной.

Стирание кодов неисправностей:
-затянуть стояночный тормоз
;
-перемкнуть контакты;
-удалить коды неисправности по схеме - нажать тормозную педаль не менее 8 раз, каждый раз удерживая педаль не менее 3 секунд
;
-проверить, показывает ли лампочка АВС
какой либо код или нет.

Но на всякий случай проверил и этот соленоид, все  оказалось в порядке.
Вот после этого и приступил проверять систему «дедовским способом», то есть «ручками». Так
Systemкак это был еще мой первый опыт общения с системами ABS, то, естественно, до этого было прочитано масса литературы, в которой упоминалось, что «одной из наиболее частой неисправностью системы ABS является выход из строя самих датчиков скорости…». Принцип работы самого датчика простой: колеса (назовем так), расположенного на самом приводе и при вращении, т.е. при прохождении каждого зубчика мимо сердечника датчика, в нем наводится ЭДС, которая и улавливается «мозгами» ABS.
   А сейчас ГЛАВНОЕ  замечание: как все должно быть. Итак, вы включили зажигание и посмотрели на панель приборов. Должны (кроме всех остальных) загореться лампочки (транспаранты) ABS и TRC. Потом первым гаснет транспарант  TRC и затем ABS, т.е. система в эти секунды проверила работоспособность цепей, датчиков и «сказала» что все нормально. Если же лампочка ABS осталась гореть, значит, где-то  «сидит» неисправность. Можно даже обозвать ее «статической», то есть постоянной и не в движении. Разумным, как мне кажется, в этом случае будет предположить самое распространенное: обрыв в жгуте, неисправность самого датчика.
     Но если после поворота ключа зажигания лампочки погасли и загорелись только после начала движения (при достижении скорости около 20 км\час), то это уже сложнее и интереснее. Коды неисправностей, скорее всего, будут «31-34 –ошибка в датчике скорости», что может свидетельством того, что сами датчики и их соединения исправны, а ошибка происходит из-за того, что «мозги» не считывают сигнал с датчиков. Например, если по каким-либо причинам (грязь на зубчатке, металлические опилки, большой зазор) ЭДС не наводится или выходное напряжение недостаточно по амплитуде.
   Но вернемся к той самой первой машине. Проверка сопротивления датчиков имеет некоторые особенности. Не знаю пока как на остальных, но на прошедших через мои руки машинах, сопротивление датчиков было разным: сопротивление передних – 1,1…1,6 ком, задних – 870…980 Ом.
   Как обычно бывает, неисправность (обрыв) нашлась при проверке самого последнего датчика –
заднего левого. Начал снимать…и снимал его ровно ЧЕТЫРЕ часа, настолько он «прикипел». Остальное уже было делом техники. Для того чтобы добраться непосредственно к месту обрыва, пришлось срезать почти половину датчика, потому что обрыв был внутри: провода с виду целые, а внутри обрыв. Но кроме этого обрыва, был еще один: внутри самого жгута, так что потом пришлось  менять и сам жгут. И вот что думается по этому поводу: жгут намертво прикреплен к рычагу подвески, и когда она «играет», то вместе с ней ходит и сам жгут. Конечно, конструктивно все сделано правильно – есть необходимая «слабина», чтобы сам жгут не натягивался. Однако если предположить, что зимой на жгут «по подлому» налипнет лед, то он и может «помочь» в обрыве провода.    Что еще сказать? О расположении самого блока ABS. В тот самый первый раз я его искал около двух часов. Вначале нашел его за «бардачком» - светлый пластмассовый блок с выдавленными на нем буквами ABS. Но рано радовался, это оказался блок управления печкой. А настоящий блок управления ABS располагается под рулевой колонкой ближе к правой стороне, и чтобы его увидеть, надо снять панель, воздуховод и вот он, родимый, на две фишки…
       А напоследок еще несколько советов-рекомендаций:

Исправность системы ABS во многом еще зависит и от того, насколько правильно и полноценно вся система заполнена гидравлической жидкостью. Потому что, если система хоть немного «завоздушена», то это чревато непредсказуемыми последствиями при экстренном торможении на высокой скорости, особенно на скользкой дороге.
Ниже я приведу несколько симптомов, при которых можно с уверенностью говорить «завоздушености» системы, т.е. о необходимости удаления воздуха.

1.     При скорости свыше 40 км/час и резком торможении:

·         Педаль тормоза ощутительно «бьет» в ногу с одной и той же периодичностью (несколько раз в секунду);

·         Ощущение, будто переднюю часть машины «колотит»;

·         Руки, лежащие на руле, ощущают удары и рулевое колесо дергается из стороны в сторону;

·         Машина тормозит не «ровно», а с заносом в какую-то сторону.

Если тормозить на меньшей скорости и не так резко, то нога все равно будет чувствовать удары тормозной педали. Все это можно объяснить таким образом: при попадании в систему воздуха гидравлическая жидкость уже не является «практически несжимаемой», так как она «разбавлена» воздушными пузырьками, которые и дают эффект «провала» в давлении той или иной гидравлической ветви. Во время «провала» на каком-то колесе – оно блокируется колодками, в то время когда другое колесо работает без «провала». Система уже  разбалансирована, но ECU пытается работать по установленному алгоритму, в котором не предусмотрена такая непонятная ситуация, как наличие воздушных пузырьков в жидкости, которые и «проваливают» систему как им заблагорассудится… Все эти удары тормозной педали в ногу – и есть попытка «мозгов» справиться с нештатной ситуацией.
Начинаем прокачивать систему с дальнего колеса от гидравлического модулятора. Все как обычно – снимаем резиновый колпачок с клапана, подсоединяем к нему прозрачный шланг, опускаем в емкость с гидравлической жидкостью и откручиваем (ключ на 10) клапан.
После этого:

Если интересно (и для проверки), то можно эту операцию повторить. Так же прокачиваем все остальные колеса.Садимся. Едем и проверяем – все работает нормально:

     Это все чисто мое IMXO, так что прошу сильно не бить и не критиковать: « что выросло – то выросло». KV

 

Хостинг от uCoz