Сцепление
предназначено для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя от
трансмиссии и последующего их плавного соединения, необходимого при трогании
автомобиля с места и после переключения передач во время движения.
Вращающиеся детали
сцепления относят или к ведущей части, соединенной с коленчатым валом
двигателя, или к ведомой части, разобщаемой с ведущей при выключении сцепления.
В зависимости от
характера связи между ведущей и ведомой частями сцепления различают:
Наиболее
распространены фрикционные сцепления, у которых крутящий момент передается с
ведущей части на ведомую силами трения, действующими на поверхностях
соприкосновения этих частей.
Причина
поломки |
Устранение
или предотвращение |
Неполное
выключение сцепления |
|
Недопустимое увеличение свободного хода педали
сцепления |
Отрегулировать свободный ход педали сцепления |
Коробление ведомого диска |
Отрихтовать диск или заменить новым |
Неровности на рабочих поверхностях дисков сцепления
или маховика |
Зачистить накладки металлической щёткой, поверхность
маховика проточить, при необходимости заменить диск с кожухом и диафрагменной
пружиной |
Ослабление крепления или поломка фрикционных
накладок ведомого диска |
Заменить накладки |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего
вала коробки передач |
Очистить шлицы и смазать. Заменить ведущий вал, а
при необходимости и ведомый диск, если шлицевая часть изношена или смята |
Наличие воздуха в системе гидропривода |
Прокачать систему |
Утечка жидкости из системы гидропривода через
соединения или трубопроводы |
Подтянуть соединения, заменить повреждённые детали,
прокачать систему гидропривода |
Засорение отверстия в крышке бачка, вызывающее
разрежение в главном цилиндре и подсос воздуха в цилиндр через уплотнения |
Прочистить отверстие в крышке бачка, прокачать
систему |
Нарушение герметичности при загрязнении или износе
кольцевого клапана главного цилиндра |
Очистить кольцевой клапан, при износе заменить |
Поломка пластин, соединяющий нажимной диск с кожухом
и упорный фланец с кожухом сцепления |
Заменить кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
Ослабление крепления диафрагменной пружины. Перекос
или повреждение нажимного диска вследствие отгибания фиксаторов |
Заменить кожух сцепления в сборе |
Неодновременное нажатие подшипника муфты выключения
сцепления на рычаги выключения сцепления |
Отрегулировать взаимное расположение концов рычагов
выключения сцепления |
Неполное
включение сцепления (сцепление "буксует") |
|
Недостаточый свободный ход педали сцепления |
Отрегулировать свободный ход педали сцепления |
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска |
Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска,
поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промыть уайт-спиртом
замасленные поверхности |
Засорено или перекрыто кромкой уплотнительного
кольца компенсационное отверстие главного цилиндра |
Промыть цилиндр и прочистить компенсационное
отверстие |
Загрязнение или несоответствие техническим условиям
тормозной жидкости, вызывающее заедание поршня рабочего цилиндра при его
движении |
Слить тормозную жидкость, систему гидропривода
промыть, повреждённые детали заменить. Заполнить систему рекомендованной
тормозной жидкостью |
Повреждение или заедание привода сцепления |
Устранить неисправности, вызывающие заедание |
Неполный возврат педали сцепления при потере
упругости оттяжной пружины |
Заменить пружину |
Неправильная установка фрикционных накладок на
ведомом диске |
Заменить накладки и проверить их торцевое биение |
Ослабление нажимных пружин сцепления |
Заменить пружины новыми |
Разбухание манжет главного и рабочего цилиндра в
результате применения тормозной жидкости несоответствующего состава либо
попадания в жидкость бензина или минерального масла |
Слить тормозную жидкость, всю систему гидропровода тщательно промыть, повреждённые резиновые
детали заменить. Заполнить систему тормозной жидкостью соответствующего
состава |
Рывки
при работе сцепления |
|
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего
вала |
Очистить шлицы и смазать. Если шлицевая часть
изношена или смята, заменить ведущий вал, а при необходимости и ведомый диск |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска,
поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промыть уайт-спиртом
замасленные поверхности и устранить причину замасливания |
Заедание в механизме привода выключения сцепления |
Деформированные детали заменить |
Недопустимый износ фрикционных накладок ведомого
диска |
Заменить накладки новыми |
Коробление ведомого диска |
Отрихтовать диск или заменить новым |
Ослабление крепления накладок ведомого диска |
Заменить неисправные заклёпки, при необходимости
заменить накладки |
Повреждение нажимного диска |
Заменить кожух сцепления в сборе |
Неодновременное нажатие подшипника муфты выключения
сцепления (угольно-графитового подтяпника) на
рычаги выключения сцепления |
Отрегулировать взаимное расположение рычагов
выключения сцепления |
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска |
Заменить ведомый диск в сборе |
Заедание рычагов выключения сцепления в опорах или
выступов нажимного диска в окнах кожуха |
Заменить изношенные детали |
Износ окон под пружины гасителя крутильных колебаний
в ведомом диске, ступице и пластине демпфера. Осадка или поломка пружин
гасителя крутильных колебаний |
Заменить ведомый диск в сборе |
Повышенный
шум при выключении сцепления |
|
Износ, повреждение или плохая смазка подшипника
муфты выключения сцепления |
Заменить подшипник |
Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы
ведомого диска и ведущего вала коробки пердач |
Заменить изношенные детали |
Износ переднего подшипника ведущего вала коробки
передач |
Заменить подшипник |
Повышенное биение пяты отжимных рычагов |
Снять механизм сцепления и с помощью спец.
приспособления регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить
повышенное биение пяты |
Задевание обоймы подпятника за пяту сцепления
вследствие уменьшения высоты (повышенного износа) графитового подпятника |
Заменить графитовый подпятник |
Повышенный
шум при включении сцепления |
|
Поломка или потеря упругости пружин демпфера
ведомого диска |
Заменть
ведомый диск в сборе |
Недостаточный свободный ход педали сцепления |
Отрегулировать свободный ход |
Поломка, потеря упругости или соскальзывания
оттяжной пружины вилки выключения сцепления |
Заменить пружину новой или закрепить соскользнувшую |
Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы
ведомого диска и ведущего вала коробки передач |
Заменить изношенные детали |
Скрип
при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе |
|
Отсутствует смазка или износились пластмассовые
втулки оси педали сцепления |
Смазать пастмассовые
втулки коллоидно-графитным препаратом илии заменить
изношенные новыми |
Увеличение
усилия, требуемого для выключения сцепления |
|
Заедание в шарнирных сочленениях механизма сцепления
или его привода |
Устранить заедание или заменить изношенные детали |
Дрожание
педали в начальный момент выключения сцепления |
|
Повышенное биение пяты отжимных рычагов |
Снять механизм сцепления и регулировкой положения
пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты |