Успешная шумовиброизоляция (ШВИ) крыши


Отправлено : Boxer, 04 Августа 2002 в 11:13:15

Крыша у моей машины состоит из 4 довольно узких полос металла между передним и задним брусом и тремя поперечными усилителями. с мягкой обивкой (как на старой ВАЗ-овской "классике") и слоем заводского синтетического войлока (толщина около 5 мм), наклеенным на металл. Так получилось, что времени сделать все одним разом у меня не было, да и спешки я не люблю - поэтому мне пришлось ездить некоторое время с подразобранной крышей (со снятым войлоком, но с установленной перфорированной клеенкой). Могу сказать - ВОЛОКНИСТАЯ (высокочастотная) ИЗОЛЯЦИЯ на крыше однозначно НУЖНА - без нее возникает ощущение, что не закрыты окна - слышно шипение от порывов ветра, обтекающего машину.
Довольно неплотно прилегаюшие к самой панели крыши УСИЛИТЕЛИ я надежно проклеил клеящей мастикой (компаундом) DAP (серо-коричневого цвета, пр-во США, 50 руб. за 400-граммовую тубу с носиком "под пистолет") - энергично выдавливал в щели и дополнительно трамбовал пальцем. Ушло 2 тубы. Поверхность компаунда "схватывается" быстро - но в толстом слое (большая щель) он сохнет полностью дня три, а то и больше - хотя приличную фиксацию имеет уже через 12-24 часа. Даже просто после ПРОКЛЕЙКИ УСИЛИТЕЛЕЙ (без всякой виброизоляции - "БАРАБАН" крыши (при простукивании пальцами сверху) заметно ПРИТУХ - бочкообразный гул исчез, не говоря уже о дребезге от неплотностей; в ходе работы можно было четко определить простукиванием уже проклеенные и еще непроклеенные зоны.
После высыхания компаунда я перешел непосредственно к ВИБРОДЕМПФИРОВАНИЮ панели крыши. Изначально решил, что буду делать не-текучей КАУЧУКОВОЙ МАСТИКОЙ Body-910 - а битумных материалов применять не буду. Проложив салон полиэтиленом и напялив кепку - промазал изнутри тонким грунтовочным и нормальным основным слоем крышу - затем в подсохшую мастику впечатал (пальцами и жесткой круглой кистью) отдельными кусками ОДИН СЛОЙ СТЕКЛОТКАНИ средней толщины - и после дополнительного подсушивания нанес еще один слой Body-910. Усилители мазал - но стеклотканью не перекрывал. Суммарную толщину получившегося вибродемпфирующего слоя оцениваю примерно в 1 мм. Ушло примерно 2 кг Body (мазал из большой банки).
Здесь я по плану должен был остановиться - но неведомая сила стала меня подзуживать: "Наклей битум, НАКЛЕЙ битум! Хоть будешь знать потом - держится или нет!". Подсушив крышу - я, вопреки разуму и разработанному плану, наклеил (в один слой, опять же небольшими кусками - по три куска на каждую из четырех полос потолка) на клее "88" (в соответствии с инструкцией на банке) ГИДРОСТЕКЛОИЗОЛ, пристучал его слегка резиновым молотком и прикатал роликом из "Аптечки для ремонта камер".
Следующий этап - наклейка заводской ВОЛОКНИСТОЙ звукоизоляции (войлока). Здесь все прошло без проблем и каких-либо дополнений. Клеил на тот же "88" (уходит его вообще при всех операциях довольно много - потому как густой - но держит он хорошо все, включая даже полиэтилен - нужно только не торопиться, и нормально подсушивать слой клея перед окончательным сопоставлением склеиваемых деталей).
ПОПУТНЫЕ работы у каждого хозяина свои - я на этом этапе установил на крышу под обивку двухзонный микроволновой охранный датчик (задолбала в последнее время местная пьянь - так и высматривают - что бы такое упереть, чтобы на стакан хватило) и дополнительный плафон освещения салона от "восьмерки" (для него предварительно изготовил и наклеил на крышу (тем же "DAP"-ом) фанерное основание толщиной 15 мм - чтобы было во что шурупчики крепления вкрутить). Да! Поскольку для снятия обивки потолка я снимал и боковые (глухие) стекла с уплотнителями - сделал тонирование их пленкой - получилось очень неплохо.
Завершающий этап - установку обивки потолка - пришлось делать "полтора" раза - качество пластмассовых наконечников металлических дуг-держателей обивки оказалось чрезвычайно низким - часть их растрескивалась прямо при установке, часть встала нормально - но у двух дуг растрескалась уже в ходе эксплуатации в ближайшее время. В дальнейшем, не желая продолжать эксперименты с качеством пластмассы, я вместо штатных наконечников поставил резиновые "гвозди", используемые для крепления ковров на "классике" - подошли хорошо, не вертятся, да и контакт с отверстиями и дугами - мягкий, негремучий.

Здесь моя кипучая деятельность прервалась подоспевшим отпуском у жены - и мы укатили с прицепом, палаткой-байдаркой и собакой на пару недель в Вологодскую область на озеро. В это время солнце палило нещадно - поэтому всю дорогу "туда" я ожидал, что мне на голову - с шипением ;о) - опустится лист гидростеклоизола. Но ничего не опустилось ни во время дороги (примерно полторы тысячи километров), ни во время продолжительной стоянки на солнцепеке. Кстати - то ли из-за особенностей широты, то ли из-за отсутствия пыли-смога в воздухе - но "на месте" ощущения были, что солнце не просто светит - а его наводят через гигантсткую лупу - даже находясь низко(часов в семь утра) оно будило тем, что начинало печь кожу - прямо через двойную палатку. Температуру крыши я прибором, естественно, не измерял - но читал, что на солнце она легко может достигать 85 градусов - и этому как-то верится.

Так что можно сказать - что недорогие отечественные БИТУМНЫЕ ЛИСТОВЫЕ материалы (гидростеклоизол) - вполне СПОСОБНЫ выдерживать высокие температуры даже при ПОТОЛОЧНОМ нанесении.

Теперь ОБ ЭФФЕКТЕ от ШВИ КРЫШИ - выполненной изолированно, но комплексно и тщательно). Изначально я считал "свою" крышу - не особо гремучей, исходя из малого размера самой панели крыши и довольно большого числа усилителей, разбивающих ее на скромные по размеру участки. Но только после завершения ШВИ - понял, что ошибался. Откровенного грохота и дребезга, конечно, нет и в "заводском варианте" - но есть низкочастотные пульсации воздуха от механических колебаний участков крыши (они даже и как шум-то не воспринимаются - просто ощущаешь барабанными перепонками - особенно на плохой дороге) - которые незаметно, но постоянно давят на уши, вызывая утомление и мешая, например, воспринимать негромкую речь.
Раньше я думал, что виной этому - колебания боковых опускных стекол в дверях - и тоже ошибался.

Так вот теперь, после обработки, я бы сказал - что АКУСТИЧЕСКИ - крыша просто "ОТНЯЛАСЬ".
НЕ скажу, что в машине стало тихо - просто ВЕСЬ ШУМ ОСТАЛСЯ ВНИЗУ. Вверху же вышеописанные "пульсации" - субъективно - ПОЛНОСТЬЮ исчезли. То есть, имеет место как бы отчетливое перемещение вниз "акустического ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ" и "разгрузка" верхней части машины от бурной акустической жизни.

Возможно, что на более дорогих и совершенных (по сравнению с "Окой") машинах, где крыша изначально проработана на заводе лучше, - этот эффект будет менее выражен - но о самих ДЕМПФИРУЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ примененной мной схемы обработки (весьма, кстати, НЕДОРОГОЙ) - этот факт говорит однозначно.

Допускаю, что объем работ можно и снизить, применив только (весьма, кстати, быструю по реализации) наклейку гидростеклоизола (или того же "Биэласта") клеем "88" - без существенного снижения эффекта. Была бы у меня третья машина - с удовольствием проверил бы сию гипотезу... ;о)



Хостинг от uCoz