Свечи зажигания : сходства и отличия
«Область
неисправности – свеча зажигания»
·
Свеча зажигания, искровая запальная свеча, устройство для
воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя внутреннего
сгорания искрой, образующейся между её электродами. С. з., ввёртываемая в
головку цилиндров, состоит из стального корпуса 4 (см. рис.)
с боковым электродом 2 и изолятора 5 с центральным электродом 1,
на верхней части которого установлена контактная гайка 6. Периодически в
искровом промежутке между центральным и боковым электродами создаётся высокое
напряжение и проскакивает искра. Длина юбки 3 изолятора определяет
тепловую характеристику С. з. Короткая юбка обеспечивает хороший отвод тепла от
изолятора к корпусу, и свеча с такой юбкой называется холодной. Свеча с длинной
юбкой называется горячей. Холодные свечи применяют при длительной работе
двигателя с большими нагрузками и на повышенном тепловом режиме.
© 2001
Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"
Все права защищены
Каким
образом можно удостовериться в том, что используемая на данный момент в
двигателе свеча зажигания – исправная или наоборот,требует замены?
Достаточно часто бывает такое, что и по внешнему виду свечи зажигания, а далее
- при ее проверке как и ручным , «школьным» тестером – «Тест
– М»,так и специальным,настольным , где свеча зажигания проверяется еще и под
давлением - ничего не говорит о неисправности.
А неисправность –
присутствует.
( думается,
что при «ручной» проверке , даже при смоделированном давлении до 10
кг\см2 , свече зажигания «не хватает» , например, повышенной
температуры (около 50 градусов Цельсия), вибрации, краковременной детонации и
каких-то еще «естественных условий»,что бы она «показала себя», то есть начала
работать с краковременными перебоями).
Выражается
неисправнсть свечи зажигания в довольно странном и на первый взгляд
непонятном поведении двигателя:
- И минуту, и две минуты
двигатель работает ровно и устойчиво, а потом обороты внезапно
поднимаются и через секунду-две медленно опускаются до «нормального»
холостого хода. Иногда перед этим можно почувствовать «легкое
вздрагивание» двигателя.
Иногда в таком
«поведении» двигателя «виновата» свеча зажигания.
Конечно, имея мотор-тестер
конкретно приспособленный конкретно для проверки системы зажигания
, можно все-таки «уловить» перебои и посмотреть их на экране монитора.
Однако, даже в большом
городе можно по пальцам пересчитать мастерские,которые имеют такой тестер или
такую диагностическую линию.
В принципе, подобные перебои
можно «уловить» еще и при помощи стробоскопа, подключая его поочередно к
каждому высоковольтному проводу , обладая как и хорошим зрением,так и
достаточным терпением.Однако мало кто сможет,например, подключить стробоскоп и
проверить это утверждение на двигателе Nissan RB-20,где нет высоковольтных проводов , а на каждой
свече зажигания стоит своя катушка зажигания. Таким примеров «невозможности»
использования стробоскопа можно привести достаточно много.
Если попытаться объяснить с «научной точки зрения» эти, вроде бы и не
совместимые понятия : « плавают обороты двигателя» - «неисправность свечи
зажигания», то можно сказать таким образом ,-
- Во время работы двигателя
на ХХ устойчивость работы (приготовление топливо-воздушной смеси) ,в
основном, обеспечивается MAP-sensor ( MAF-sensor) и Oxygen sensor,работающего по принципу «обратной связи».
- В случае, если какая-то
свеча зажигания в какой-то момент своей работы дает «сбой», то есть
произведет «пропуски зажигания», это немедленно отразится как и на
величине разряжения во впускном коллекторе (обороты двигателя на какое-то
мгновение станут меньше «рассчетных»), так и на составе выхлопных
газов
( произойдет мгновенно – резкое «обеднение» смеси,что тут же зафиксируется
датчиком кислорода).
- Бортовой
компютер,который от 4 до 8 раз в секунду получает информацию от
датчика кислорода и постоянно - от MAP-sensor – это «просто исполнительное устройство» пока еще «думать» не
наученное и, получив от этих сенсоров и датчиков информацию о том, что
состав смеси и разряжение во впускном коллекторе изменились, тут же
«подбрасывает дровишек» - добавляет топливо в цилиндры (расширяет импульсы
на форсунки). В этот момент обороты двигателя вырастают.
- Однако, пока компютер хоть
и быстро, но «думал» и «добавлял» - прошло какое-то время и свеча
зажигания «снова заработала». Состав смеси и разряжение во впускном
коллекторе выровнялись и стали нормальными. И компютеру приходится снова
менять расширение импульсов на форсунки в сторону уменьшения – обороты
двигателя в это время начинают снижаться.
- И так продолжается
несколько раз,пока компютер не «поймет»,что и разряжение во впускном
коллекторе,и «выхлоп» стали нормальными. Вот такая «инерционность»
регулировки может продолжаться несколько секунд.
А теперь
стоит посмотреть и попытаться определить для себя – по каким причинам свеча
зажигания может «барахлить».
Ниже
приведен рисунок (разрез) свечи зажигания и небольшое
описание ее составных элементов :
- наконечник свечи
зажигания (обычно – двухволнистый), изготовленный из металла со специальными
свойствами и запрессованный «на горячую» в самом конце технологического
цикла изготовления свечи – предназначен для передачи напряжения зажигания
на центральный электрод свечи через специальный токопроводящий стержень
(13) . Не откручивается и не вращается,в отличии от поддельных свечей
зажигания или «чисто русских» свечей зажигания.
- многоволнистый (
обычно – «пятиволнистый»,но встречается как и более, так и менее)
изолятор свечи изготовленный из специальной керамики. Естественно,что
каждая фирма - изготовитель держит в секрете ее состав и технологию
изготовления. За счет количества и высоты «волн» керамики , такой изолятор
удлиняет возможный путь прохождения высокого напряжения и тем самым
максимально препятствует току утечки ( если мысленно мы
"разгладим" эти волны, то сможем представить,насколько
"длиннее" станет изолятор свечи).
- металический корпус
свечи ( может быть , например, никелированным), соединенный с остальными
деталями свечи при помощи горячего прессования под определенным давлением
и при строго фиксированной температуре.Особое внимание
уделяется времени остывания свечи зажигания после этого процесса -
оно строго фиксированное и должно происходить в определенных условиях.
Именно на этом корпусе фирма-производитель выдавливает свои
специальные технологические значки ( у них очень ровная линия, а
глубина выдавленных букв и расстояние между ними строго одинаковы).
Поддельные свечи зажигания можно определить именно по цвету корпуса
- если он радужно "переливается", то такая свеча зажигания не
прошла окончательную термическую обработку и является "левой".
Тоже относится и к способу нанесения "фирменной" надписи -
расплывчатая.неровная и так далее говорит о "левом" или
"полу-левом" производстве.
- металическое
уплотнительное кольцо,герметизирующее соединение свечи зажигания с блоком
цилиндров – запресовано и обжато на самой свече зажигания под
давлением, не снимается и не откручивается в отличии от «поддельных»
свечей зажигания ( если при покупке свечи зажигания вы проверите хотя бы
это условие - попытаетесь снять (открутить) это металическое кольцо и это
вам удастся, - вот вам наглядный пример "левой" продукции, такая
свеча, может быть, изготовлена в дощатом китайском сарайчике на
окраине большого города...).
Кроме того, это уплотнительное кольцо изготовлено не из "просто
металла" - у него так же специальные форма, состав и свойства, чисто
"фирменное" кольцо после правильного вкручивания свечи зажигания
"садится" по своей высоте на 50%.
- внутреннее уплотнение
предназначенное для фиксации положения керамического изолятора и
улучшения внутреннего теплоотвода ( отсутствует на поддельных свечах
зажигания для удешевления производства).
- основание пятиволнистого
изолятора( бывает изготовлено «под конус» или «бочонком» и зависит от предназначения
свечи зажигания) , внутри которого запрессован центральный электрод
- по цвету данного изолятора обычно определяется «правильность»
работы конкретного цилиндра, «нормальный и рабочий» цвет изолятора –
светло-коричневый,все остальные цвета или отложения «говорят» о каких-то
нарушениях (неправильный состав топливо-воздушной смеси – цвет или «чисто
белый» или «черный», наличие дополнительных присадок в топливе –
«красноватый или рыжеватый налет» и так далее).
- технологическая
фаска,облегчающая вкручивание свечи зажигания в головку блока
цилиндров.Рекомендуется перед вкручиванием свечи зажигания наносить на нее
специальную аэрозоль – «антипригарную», что никто и никогда, в принципе.
не делает.
- боковой (заземляющий)
электрод изогнутый строго под 90 градусов,который содержит специальные
добавки или платиновое напыление,улучшающие и увеличивающие долговечность
и работоспособность свечи.В зависимости от исполнения и
"предназначения" свечи зажигания боковых электродов может быть
один,два,три и четыре, а форма их,состав так же могут быть различными.
- воздушный зазор между
керамическим изолятором и металическим корпусом свечи,который служит для
процесса самоочищения и уменьшения нагара (определяется последней цифрой в
наименовании свечи зажигания,например, у свечи BCPR6EY-11 зазор установлен
в процессе технологической сборки в 1.1 мм).
- центральный электрод (в
зависимости от исполнения свечи зажигания может быть как и разного
диаметра,так и высоты и выполнен из специальных сплавов -
платина,вольфрам и так далее).
- специальное соединение из
электропроводящей стекломассы,которое служит для соединения токонесущего
стержня с центральным электродом
- керамический корпус,
который служит для изоляции центрального электрода от массы и который
способен выдержать напряжение пробоя от 40 до 50 Квольт
- токопроводящий
стержень,запресованный «на горячую» и под давлением в токопроводящую
стекломассу и связанный с центральным электродом
Как мы
видим, свеча зажигания устроена очень и очень непросто.
И если задать вопрос :
"Какие же «слабые места» могут быть у нее?", то ответить,наверное,
можно таким образом :
- Для свечей зажигания «левых», то есть поддельных и
не «от производителя» - слабыми местами могут быть практически все
вышеперечисленные пункты.
К нашему сожалению.