Свеча зажигания


 

Из всех многочисленных агрегатов и узлов современного автомобиля более других "суетятся" свечи. Каждой из них приходится давать искру до четырех и более тысяч раз в минуту. К тому же это часто происходит в сложных условиях. Зимой - при запуске холодного двигателя, а летом - при интенсивном и рваном режиме движения в городских условиях.

К счастью, история свеч зажигания началась раньше, чем по дороге двинулся первый автомобиль, и поэтому у них было время выработать у себя полезные качества, чтобы успешно справляться со своей напряженной работой. Свечи появились где-то чуть раньше середины прошлого столетия, а первым запатентовал их француз Жан Ленуар для своего газового двигателя в 1860 году.

Современная свеча зажигания не столько сложная, сколько совершенная деталь автомобиля. Все конструктивные решения, вроде модных теперь четырех боковых электродов, - это вовсе не новинка. Многолепестковые свечи выпускались, наверное, еще до второй мировой войны. Суть в том, что на очередном витке технологий из нее путем применения новых материалов, а также хитроумного изменения геометрии наконечника выжали все, что можно на сегодня.

Обязанность любой свечи - поджигать рабочую смесь в камере сгорания цилиндров. Это происходит в конце такта сжатия в условиях высокого давления. В точно определенный момент времени (за этим следят другие системы автомобиля) происходит пробой искры между центральным и боковым электродами свечи. Пламя мгновенно распространяется по всему объему камеры сгорания, давление и температура скачкообразно возрастают, и поршень сдвигается вниз. Соответственно через коленчатый вал и трансмиссию это движение передается на колеса. Чем более точно подобраны свечи, момент зажигания и состав смеси, тем полнее используются ресурсы двигателя.

Тщательные инженерные расчеты, полученный ранее опыт эксплуатации и данные экспериментальных испытаний сделали бесспорным необходимость комплектации каждого типа двигателя только "своими" свечами. Неправильно подобранные, они снижают все его характеристики, вплоть до полной невозможности завестись. На автомобиль нужно ставить только рекомендованные производителем свечи.

Они прежде всего, не касаясь вопросов резьбы, типов уплотнения, размеров под ключ и т.д., должны соответствовать двигателю по тепловой характеристике. Нижней части свечи для нормальной работы полагается иметь температуру от 500 до 600 градусов. Это так называемый режим самоочищения, при котором моторное масло, непременно присутствующее в камере сгорания, как бы плотно ни прилегали кольца к стенкам цилиндров, вместе с рабочей смесью сгорает без остатка. При менее высокой температуре масло полностью не сгорает и на свечах образуется нагар. Он препятствует правильному искрообразованию или прекращает его вовсе. Чем скорее нагреются свечи до требуемого уровня, тем лучше. Этому процессу можно помочь. Например, делают конус изолятора выступающим. Он становится ближе к району воспламенения смеси и быстрее таким образом может накалиться. Другой путь - сокращение потерь тепла. Свечи изготавливают с меньшей по диаметру и/или длине резьбой, чтобы уменьшить площадь ее контакта с массивным и менее нагретым корпусом двигателя. Есть и другие технические решения. К слову, в первых советских одноцилиндровых мотоциклах изготовители в сложных моментах рекомендовали вытаскивать свечу, нагревать ее паяльной лампой до нужной температуры и быстро завинчивать обратно.

Горячие свечи хорошо заводят двигатель, прекрасно работают при умеренных нагрузках. Но если температура их достигнет 700-900 градусов, что часто случается при длительной интенсивной работе, то возникает так называемое калильное зажигание, при котором рабочая смесь воспламеняется от раскаленных электродов сама, не дожидаясь появления искры. Это происходит прежде времени, до того, как поршень займет нужное положение. В результате теряется мощность двигателя, выхлоп становится "грязным", возникают стуки и т.д. При дальнейшей эксплуатации свечи разрушаются.

Поэтому на машинах с форсированными двигателями, на специальных и спортивных машинах применяют "холодные" свечи. Они сконструированы так, чтобы получение тепла было наименьшим, а его отвод - наибольшим. Электроды у них втянуты вовнутрь вместе с изолятором, имеется широкое и длинное резьбовое соединение. Наиболее важные с точки зрения поставленной задачи металлические части изготовлены из серебра, платины или других быстро отводящих тепло материалов. А чтобы искра лучше пробивала первоначальный нагар, у них предусмотрены мощные аккумуляторы и генераторы.

Идеальная свеча должна уже стать "горячей" при виде подходящего к автомобилю водителя и "холодной", сами понимаете, после того. К сожалению, таких свечей пока нет. Хотя конструкторы делают все необходимое для этого и большинство водителей не испытывают серьезных трудностей при эксплутации своих машин.

Для того чтобы узнать, правильно ли у вас подобраны свечи, надо, после того как машина проедет километров двадцать пять с хорошей скоростью, осторожно вывинтить хотя бы одну свечу. Если конус изолятора покрыт черным влажным маслянистым нагаром, то это означает, что свеча слишком "холодна". В равной, если не в большей степени это и признак того, что в двигателе изношена поршневая группа, а может быть и высокий уровень масла в картере, в этом случае замена свечи только отчасти поможет делу.

Сухой черный нагар означает не столько плохой подбор, сколько то, что двигатель долго работал на холостом ходу, машина передвигалась с невысокими скоростями и с малыми нагрузками, в камеры подавалась богатая смесь. Если не представляется возможным интенсифицировать нагрузки или это обычный режим работы, то можно подумать о более "горячих" свечах.

Если нижняя часть свечи сухая, чистого и светлого тона, иногда со следами оплавления, то это означает, что она чересчур "горяча" или, что тоже бывает, установлено слишком раннее зажигание, в камеру подается бедная смесь, в бак залит низкооктановый бензин. С такими свечами иногда двигатель продолжает работать и при выключенном зажигании, что приводит к выходу его из строя.

У правильно подобранной свечи цвет конуса от серого до светло-коричневого, а нагара практически нет. Но, например, если последние километры машина двигалась с невысокой скоростью или работала на холостом ходу, нагар появится и на нормальных свечах. Чтобы избежать этого, старые водители никогда не выключают двигатель сразу, а только "газанув" на прощанье, что скорее теперь дань привычке, чем необходимость.

Лучшие свечи на пространстве СНГ выпускает завод в городе Энгельсе Саратовской области. Срок их службы - до 25 тысяч километров. На "Жигулях" последних моделей они держатся меньше, поскольку на них предусмотрена повышенная энергия искрового разряда. Наши изделия могут иметь специализацию. Маркировка У-ХЛ указывает на то, что свечи предназначены для работы в умеренном и холодном климате, Т - в тропиках, Э - экспортное исполнение. В основной же маркировке свечи, например А17ДВ, первая буква указывает на характеристику ввертной части: А - что она имеет резьбу СПМ 14х1,25, М - 18х1,5. Далее следуют одна или две цифры - это калильное число. Следом снова идет буква: Н - длина резьбовой части 11 мм, "Д" - 19, если этих букв нет - 12 мм. Если тепловой конус изолятора выступает, ставится буква В. Выступающий конус изолятора расширяет диапазон нормальной работы свечи, так как она быстрее прогревается и в то же время быстрее отдает тепло при перегреве.

Европейская единая маркировка обширнее российской и использует все буквы латинского алфавита. В ней указываются, кроме уже известных нам по отечественным свечам, и такие их параметры, как тип уплотнения, количество и материал электродов, величина зазоров, характеристика возникающей искры и т.д. Поэтому, отправляясь за покупкой европейской свечи, обязательно имейте основные данные вашей машины - марка, год и месяц выпуска, тип двигателя. Можно, конечно, на все это не обращать внимания и поставить свечи, которые подойдут по резьбе. Но в таком случае при сохранении внешнего вида вы рискуете из "Мерседеса" получить "ГАЗ-21".

Сейчас на рынке появились многолепестковые свечи всех европейских и российского ("Чемпион России") производителей. Кроме повышенного ресурса, особого преимущества таких свечей пока не выявлено. Но об одной их особенности чуть позже. Пока по-прежнему большинство новых автомобилей комплектуется однолепестковыми свечами, правда, с повышенным ресурсом. Ведь сколько бы ни было боковых электродов, искра проскакивает только на одном. Однако для автомобилей примерно 10-летнего возраста многолепестковые свечи лучше обычных. И в этом их секрет и особенность.

Поскольку большинство машин к нам прибывают из Германии, а не из Франции или Испании, есть смысл уделить немного внимания немецкой свече Bosch Super-4. Основная техническая изюминка в том, что благодаря изменению геометрии изолятора и центрального проводника тут в равной степени возможны два пути искры. Первый - более длинный. Он пролегает частично по воздуху, а частично по изолятору на центральный проводник. Этот вариант пути возможен только тогда, когда изолятор покрыт копотью или масляным нагаром. Например, при заводке холодного двигателя. Вспомните, сколько нервов это стоит. Длинная искра, появляясь очень кстати, лучше поджигает рабочую смесь, по пути съедая и нагар. Как только двигатель нагрелся, а электропроводящий нагар исчез, искра переходит на второй, более короткий путь - воздушный. В разных условиях работы, например в режиме полной мощности, возможны чередования вариантов. А четыре боковых электрода, настроенных на разные зазоры, дают уже 8 переборов. Хотя искра всегда одна, она всегда наиболее оптимальная. В режиме "старт со светофора" ее кпд, например, выше в два раза. Зимой при запуске холодного двигателя - в три раза.

Подобные свечи, впрочем, выпускают и другие фирмы. Они не требуют проверки и регулировки зазоров; наверное, их не нужно мыть в бензине и обрабатывать щеткой из тонкой стальной проволоки, как еще это делают на некоторых СТО.

Ввиду популярности у нас хороших импортных свечей, в Польше, Турции и других странах организован выпуск "левых" изделий известных европейских фирм. Настоящие изготовители рекомендуют придерживаться несложных правил, которые помогут на 95% избежать покупки подделки. Картонная упаковка должна иметь аккуратный вид, печать - быть глянцевитой, четкой и яркой. На коробке обязательно указывается фирма и ее адрес. Вся Европа накатывает резьбу, и поэтому ее витки гладкие на ощупь. Маркировка по металлическому ободку должна быть как по линейке и иметь одинаковую глубину. Боковой электрод у настоящей свечи сравним по ширине с диаметром центрального проводника, его радиус имеет плавный изгиб. Фальшивая свеча - с тонким боковым электродом и почти прямым загибом. Однако только приобретение свечи в фирменном магазине, где имеется сертификат соответствия, - это 100% гарантии.
Владимир ПРОНЧАК.

http://www.asa.minsk.by

 

 

 

 

 

 


Хостинг от uCoz