РЕМОНТ ОТОПИТЕЛЯ: ЧУДО-ТРАНЗИСТОР


Тойота Королла 100, SE limited
(Похожие схемы встречаются на ММС и «Хондах»)


Свою машинку я купил с неисправным блоком управления климатом. Многорежимный переключатель силы воздушного потока (некоторые «спецы» величают его мудреным словом «варристор», хотя это не так) работал только в трех режимах: выкл, «аuto» и на максимуме. Поглядел я схему, и понял, что скорость потока регулирует специальный блок управления климатом.
Как выяснилось, в случае более простой комплектации машины для регулировки оборотов используется группа добавочных сопротивлений. Симптомы поломки: в одном из режимов печка «не дует».
Ремонтируется просто.
Снимаем отделение для перчаток – «бардачок» следующим образом. Выкручиваем три самореза в верхней его части, аккуратно поддеваем пластиковую накладку порога и снимаем ее (к порогу она крепится на довольно прочных защелках, которые трудно сломать). Слева вверху под кожухом накладки спрятаны еще два самореза; выкручиваем. Последний саморез справа внизу – при хорошем освещении найти его нетрудно. Снимаем «бардачок» (слева вверху защелка).
Примерно посередине открывшегося нам пространства, слева от белого кожуха мотора печки – черный пластиковый кожух воздуховода. Среди нескольких пучков проводов отыскивается черная пластмассовая пластина, установленная вертикально. Размеры ее примерно 4х10 сантиметров, крепится к воздуховоду она двумя винтами. В верхней ее части – белый разъем с проводами (их не менее трех). Снимаем разъем (не дергать за провода!), выкручиваем винты, вынимаем его изнутри воздуховода. На пыльной пластине блока, обозначенного в схеме как «резистор печки» - несколько нихромовых спиралей. Нагреваясь, они легко остужаются воздушным потоком – потому японцы и устанавливают их в воздушных трубах (на ТАЗах – стоят под капотом, «на улице»).
Спирали могут быть исполнены двояко: либо они разной длины, либо из проволоки разного диаметра. (Впрочем, последнее – редкость). Если одна из спиралек сгорела – паяем ее. Специальный флюс и припой – на рынке не так дороги. Второй способ – скрутить концы оборванной спирали, зажав их между двумя гаечками, накрученными на небольшой болтик. Третий способ порекомендовал мне толковый мастер Корниенко – взять спираль от электроплитки (в электротоварах продаются разные) и намотать новые спиральки разной длины исходя из принципа: чем длиннее спираль, тем слабее вращается двигатель.
Второй случай – когда у вас комплектация покруче. Симптоматика такова: печка работает, только если сила потока воздуха максимальна.
В этот самый блок управления климатом вместо спиралек японцы вмонтировали алюминиевый радиатор, на котором закрепили «малопонятный», по словам Корниенко, транзистор. Но транзистор всегда используют один и тот же, фирмы «Тошиба».
Транзистор этот - биполярный 2sd1460, мощность его 2 ампера. Представляет собой металлический цилиндр диаметром в рубль, высотой около 1 см. Цена его в магазине радиотоваров 150 рублей, аналог от «Моторолла» (mj цифры не помню) на тридцатку дешевле. (Говорят, можно подобрать по характеристикам в магазине и отечественный, так называемый «составной» мощный транзистор, цена 40 рублей.) А весь блок управления климатом стоит минимум 42 доллара ( б/у на «разборке» не меньше 1000 рублей). Хотите починить самостоятельно?
Отвинчиваем два винта на крышке блока. Под пластмассовым кожухом (2х3 см) - плавкий предохранитель (мягкая проволочка на двух «ножках») и конденсатор емкостью 2 мкф (коричневый цилиндрик 0,5х1 см, цена 1 рубль). Если проволочка цела, а «кондер» не почернел и на вид исправен, отвинчиваем еще один винт – сверху  радиатора, рядом с транзистором. Там, под крышечкой – небольшое сопротивление – тоже редко выходит из строя. Методом исключения приходим к выводу, что всему виной злополучный транзистор.
Не спешите бежать в магазин за новым. К автоэлектрику тоже идти не стоит – возиться с пайкой какого-то там транзистора он не станет. Я просто пошел к ближайшему телемастеру, он мне тот транзистор выпаял, «прозвонил» тестером («звонится» в обе стороны), и впаял отечественный – на пробу. И, о чудо! Печка заработала. Только при всех промежуточных положениях регулятора воздух шел с одной и той же скоростью.
Заказав транзистор, и получив его в магазине (не через три обещанных дня, а через три недели!), отнес его телемастеру, он его впаял (содрал, гад, 150 рублей за 10 минут работы!). Но печка, печка заработала! Удачи и вам.

как и обещал
ALEXANDER 6 (AL6, AL NOVIKOV)
 
Автор: AlexEn 
Дата:   06-04-05 21:47

Ув. господа. Жаль, что среди вас нет ни одного инженера-электрика или электронщика. Задача замены резистора, понижающего скорость моторчика печки довольно проста. Хочу сразу предостеречь от попыток подобрать замену транзистору или отремонтировать блок управления, если вы не спец в электронике. В 95 случаев из 100 не выйдет, т.к., несмотря на внешнюю похожесть транзисторов, их большое разнообразие типов. Особенно попытки заменить транзистор на отечественный, которые славятся потрясающе низкой надежностью в условиях нагрева. Кстати, у AL6 после замены транзистора он сразу же вышел из строя, поэтому скорость не меняется. Блок управления скорее всего представляет собой импульсный регулятор и ремонтируется и специалистом не так просто. Подбирать витки, диаметр проволоки, сопротивление ( а оно будет от долей до нескольких ом) тоже хлопотно. Поэтому, если у вас просто спираль, то проще не мучиться, а заменить ее на обыкновенную 12 вольтовую лампочку от любого авто, чем дешевле, тем лучше. Надо только подобрать мощность лампочки, примерно равную мощности моторчика, в этом случае она будет гореть в полнакала и никогда не перегорит, а моторчик будет вращаться примерно с половинной скоростью. А как присоединить вместо спирали и где разместить, это уж сам каждый спец. В случае транзисторного регулятора не все так просто. Т.е. транзистор можно заменить этой же лампочкой, но включаться она возможно и не станет, т.к. переключатель воздействует, скорее всего на блок управления. В этом случае от переключателя надо запитать реле, а от него уже лампочку и моторчик через нее. Другой путь, использовать вместо лампочки готовый вариатор от катушки зажигания москвича он порядка 1,5-2 Ома и по току (мощности) примерно будет соответствовать. Также от ЗиЛа, есть в продаже вариаторы, могут подойти, но не помню точно их данные. Успехов!
 
 
Восстановление цепей питания вентилятора
(режимов его работы) переднего отопителя.

 

   Рассмотрим, каким же образом работает вентилятор переднего отопителя, имеющего несколько режимов работы. Вентилятор приводится в действие обычным электрическим моторчиком. Для того, чтобы он надежно работал необходимо несколько условий:

 1)      в хорошем состоянии должны быть графитные щетки и токосъемные кольца;

 2)      подводимое напряжение и соответствующий ток.

Еще можно отметить, что от чистоты рабочей поверхности самого электродвигателя тоже зависит скорость вращения, так как эл.двигатель охлаждается воздушным потоком через прорези в его корпусе, то, зачастую, в него попадает очень много пыли и грязи, которая имеет свойство накапливаться. Так что чистка тоже не помешает, как двигателя, так и испарителя, стоящего перед радиатором печки, на стенках которого скапливается пыль, пух, грязь и плотным слоем забивает соты, - это тоже позволит увеличить напор воздуха из дефлекторов.

 

        Вот в таком виде обычно бывает неисправный блок резисторов, от недостаточного охлаждения (забита система воздуховода), от горения их с воздухом и с пылью, бывает ремонтируемые сопротивления отпаиваются из-за некачественной пайки или в связи с тем, что не учитывается их разогрев. Как временная мера – скрутка, тоже помогает мало, так как быстро обгорает в точке контакта.

 

 

 

Выход разъема с блока резисторов.

   Разная скорость вращения (режимы работы) вентилятора достигается путем включения в цепь питания 12 вольт последовательно с электродвигателем ряда сопротивлений, которые коммутируются переключателем. Эти сопротивления монтируются в воздуховод вентилятора, они имеют свойство нагреваться от проходящего по ним тока, таким образом, - они воздушным потоком еще и охлаждаются. Именно за счет этих резисторов (падения напряжения на них) уменьшается и подаваемое на вентилятор напряжение. Когда последовательно включены с электродвигателем все резисторы – это будет самый низкооборотистый режим работы вентилятора,  а когда напряжение полностью будет приложено к электродвигателю это даст максимальные обороты. Регулировка выполнена на минусовом проводе источника питания, а плюсовой провод постоянно, через тепловой предохранитель в 30 Ампер подключен к +12В АКБ.

 

   Учитывая опыт предшественников, разработчики решили поменять этот узел с блока открытых спиральных резисторов на блок закрытых – керамических. Так как спирали лопались, горела пыль на них и т.д. Так, в моделях с 92-93 годов применяется усовершенствованный блок, показанный на рисунке справа.   >>>

Несмотря на закрытость керамического блока резисторов, случись чего, - он так же ремонтопригоден.

   Таким образом, если у Вас совсем перестал вращаться вентилятор, загляните в предохранители (A/C, и тепловой на 30 Ампер), бывает, что рассыпается, или плохой контакт в самом переключателе режимов работы. Если предохранители в порядке, переключатель тоже, а вентилятор крутит только в положении HI (на высоких оборотах) или не вращается еще в каких-то положениях – смотреть необходимо вот этот резисторный узел в воздуховоде. Отвинчивается один саморез, отключается ведущий к нему четырехконтактный разъем и включается в розетку паяльник. Выпаиваются старые проволочные резисторы, запаиваются новые, причем не просто запаиваются, а разжимаются ламели контактов, просовывается ножка нового проволочного резистора и обжимается, а потом пропаивается с использованием паяльной пасты. Резисторы проволочные можно изготовить самостоятельно из спиралей для утюгов, старых спиралей от чайника, проволочных резисторов других номиналов и т.д. Потребуется только подобрать сопротивление примерно равное вышедшему из строя, для этого потребуется омметр.

 

Дмитрий Грязев

г.Благовещенск

Хостинг от uCoz