Проблемы систем зажигания
В.П. Кучер, Южно-Сахалинск
«Сложными
трамблерами» на автомобилях
Mitsubishi,
Honda и т.д., или, как
будет, наверное, правильнее сказать : «сложными распределителями
зажигания» сейчас уже можно назвать такие распределители , внутри
которых конструкторы
автомобилей поместили все то, что ранее находилось в подкапотном
пространстве :
- Коммутатор
зажигания
- Катушку
зажигания
- Что ж,
в принципе это достаточно правильное решение, потому что в этом случае
решается сразу много проблем и вся система работает стабильнее. К тому же –
экономия !
Несколько слов об экономии : совсем недавно к нам
на ремонт пришла Toyota
выпуска 2000 года, так у нее впускной коллектор был уже изготовлен из
какого-то специального пластика…экономия? Несомненно. Но опять-таки – для кого
и насколько? Для них – «благополучных прихожан» благополучной страны только
одни «плюсы».Для нас же ,для владельцев подобных автомобилей в другой стране с
совершенно другим менталитетом, эти
«плюсы» через неесколько лет превратятся в «минусы»,когда пластик
впускного коллектора начнет трескаться после случайного удара при перевозке
автомобиля «под разбор».Это только одно предположение,но сколько их еще можно
сделать?
… в Японии или в какой-то другой «благополучной»
стране все вопросы по диагностике и ремонту машин решаются как и быстро,так и
качественно. К сожалению , как мы все это прекрасно знаем,понимаем и с чем
сталкивались - у нас
в России все не так просто и не так быстро.
«Отдиагностировать»?
У нас это запросто. Канцелярская скрепка , контакты "E1 - Te1" и
нет проблем.
«Отремонтировать»?
А вот с этим –
проблема. И особенно, если она связана
с выходом из строя вот такого «сложного распределителя зажигания».
Достать такой же распределитель на «разборках» крайне сложно и практически
невозможно.
- Но…
как там говорили?
- «Мы же
русские люди»!
- И от
своей «бедности» наш ум стал настолько изощренным, настолько «технически
непредсказуемым», что порой придумываются такие «технические извращения», до
которых «там,на Западе или Востоке» дойти просто не могут.
- Потому
что им это не надо. Им и так хорошо и спокойно. ( мое второе «я» подсказывает
продолжение – " они просто зажрались …").
- А вот
нам деваться некуда, потому и придумываем разные «разности» и «сложности»
решения простых проблем.
- Так
что же можно сделать в том случае,если вышел из строя «сложный распределитель
зажигания»?
- Надо
сказать, что в основном такие распределители первыми начали применяться на
автомобилях «Mazda»,
«Honda»,
«Mitsubishi» и
некоторых других. На нижеприведенном рисунке показан вот такой «сложный
распределитель зажигания» фирмы «Honda»,
который, в принципе, по своему строению мало чем отличается от подобных
распределителей других известных фирм :
-
-
- Он,
кстати, и крепится таким же образом, как и показано на рисунке – «боком».
Крышка распределителя на рисунке не показана.
- Что ж
, давайте начнем разбираться во всей этой «глубокой электронике» и постаремся
выяснить : каким образом мы сможем (и сможем ли?) отремонтировать вышедший из
строя подобный «сложный распределитель зажигания»?
- Начать,наверное,
надо с такого вопроса :
- - «что конкретно выходит из строя или
может выйти в таком распределителе зажигания» ?
- Ответ
будет простым :
- Катушка
зажигания
- Коммутатор зажигания
- Какова
же причина вот такого, довольно частого выхода из строя именно катушек
зажигания ?
Если
исключить конструктивные погрешности изготовления, то остается только одно:
из-за безалаберности нового
хозяина машины.
Простой
пример : пришла машина из Японии. Ласточка!
Ну нет, что
бы радостному хозяину машины просто-напросто проверить и при необходимости
заменить, например, свечи зажигания или высоковольтные провода!
Нет. Потому что довольно часто (практически всегда)
приходилось слышать такие объяснения : « Провода у меня «чисто японские»,
свечи тоже – так что лучше,наверное, ничего не трогать, японское всегда лучше
русского».
И трудно сказать, на чем основана такая
непоколебимая уверенность.… (кстати, приблизительно такие же
«умные и непоколебимые мысли» можно услышать по такому поводу : «менять или не менять
масло в гидромуфте»…
Однако, почему же мало
кто задумывается над таким вопросом, что уже на многих «продажных» стоянках в
Японии машины стоят и продаются уже не те, какие были, например, 5-8 лет назад
?
Нет, внешне машины просто прелесть!
Ну а
что внутри?
Почему-то принято считать, что если "авто" прямо из Японии и "без
пробега", то машина находится в исключительном, идеальном техническом
состоянии. Так ли это ?
…Очень редко можно увидеть
купленную и только что
привезенную из Японии машину, которая действительно прошла так называемую
«предпродажную подготовку».Да, на таких «ласточках» практически все новое :
ремень газораспределения, ремни навесных устройств, свечи
зажигания,высоковольтные провода , масло везде заменено и так далее,и так
далее…
Но в основном, приходиться признать, машинам придают
только внешний лоск : отмыли двигатель до блеска и – «всучили русскому
товарищу».
- Отмыть-то
отмыли, иногда поменяли ремень газораспределения, но далее ничего не сделали.
Что именно? А хотя бы то, что после такой вот «отмывки» надо дать машине
«отстояться»,а после этого , применив компрессор выдуть остатки воды из
свечных каналов, посмотреть, не попала-ли вода в распределитель
зажигания…
- Вот и
получается, что купленная машина в Японии может проходить не очень долго: при
выходе из строя хотя бы одной свечи зажигания вся система зажигания начинает
работать с большой перегрузкой и это «чревато» тем, что могут «полететь» как и
коммутатор зажигания, так и катушка зажигания.
- Доводилось
встречать такие машины, у которых зазор в свечах зажигания составлял 3-4
миллиметра!
- …с
сожалением приходиться отмечать, что в последнее время,особенно после бума с
повышением таможенных пошлин к нам в Южно-Сахалинск завезли за очень короткий
срок около 8.000 автомобилей (можно представить,насколько «плотно» забиты
«продажные» стоянки»).Но качество их оставляет желать лучшего.Простой пример :
знакомый попросил посмотреть ему автомобиль для покупки.Так у нас этот
простой,вроде бы вопрос занял около месяца! Причина простая – было осмотрено
множество автомобилей,выбрано 10 для более детального осмотра, и 9 из
них было окончательно и
бесповоротно забраковано!
- В
одной полностью отсутстовала охлаждающая жидкость ( и это зимой,интересно,как
ее перегоняли несколько десятков километров?), во второй было обнаружено
вскрытие поддона (без причины не вскрывают?),в третьей лампочка
«CHECK»
была «посажена» на генератор (умнО,хитрО, но и нас на кобыле не объехать…
- Но
вернемся к нашему распределителю зажигания.
- Посмотрим
на рисунок :
-
-
-
- Здесь
схематично,но достаточно правильно показан «вид сверху» на распределитель
зажигания со снятой крышкой . Особое внимание обратим на три
контакта, которые и помогут нам решить вопрос ремонта распределителя зажигания
в том случае, если у него «полетела» катушка зажигания.
Обычно
эти три контакта, выходящие из катушки зажигания ставят в тупик многих :
«Почему три контакта,для чего три контакта? У обычной катушки ведь два
вывода!».
Правильно.
Но встроенная катушка
зажигания – не совсем «обычная».
Если разобрать эту катушку, то
можно заметить, что между выводами «1» и «2» расположен электронный компонент,
который,в принципе, можно немного приблизительно назвать «конденсатор» , и который служит для «сглаживания»
того коммутирующего сигнала, который сначала «приходит» на контак №2, а потом,
через контакт №1 прямиком «уходит» на «ECM» и
уже там «работает» как и на форсунки,так и на тахометр,так и на другие
необходимые электронные устройства,использующие для своей «правильной» работы
тактовый сигнал числа оборотов двигателя.
-
Контакт «2» - это тот контакт, на который приходит коммутирующий
сигнал непосредственно с
коммутатора для «возникновения искры».
-
Контакт «3» - этот тот контакт, на который подается «чистый плюс» ( то
есть +12вольт).
- Теперь, определившись с тем, что наша катушка
зажигания действительно вышла из строя, начнем немного «мудрить» , что бы
приспособить вместо «вылетевшей» катушки другую – выносную, которую можно
взять,например, от «Toyota»,
двигателя 1G-FE или
ему подобного и которая имеет «правильные» два контакта, "плюс" и
"минус".
- Первое,
что мы делаем – откручиваем и откладываем в сторонку для "памяти" и
"наглядности" вышедшую из строя катушку зажигания. Пригодится еще!
- Однако, прежде чем делать что-то далее, нам надо разобраться : «куда и что
идет» и «что с чем коммутировать?». Для этого посмотрим на другой рисунок,на
котором приведена «добавочная вставка», расположенная между катушкой зажигания
и самим коммутатором, встроенным вовнутрь распределителя зажигания .
-
-
- На
приведенном рисунке достаточно ясно показано «внутреннее устройство» этой
вставки и все ее электрические цепи.
- Разбираемся
далее…
- Контакты
«4» и «5» прикручиваются непосредственно на сам коммутатор.
- Что
нас может интересовать?
- Как мы
знаем, для работы катушки зажигания нам нужны «две вещи» :
- напряжение
+ 12 вольт
- коммутация
( то есть периодически появляющийся и исчезающий «минус»)
-
- Контакт
«7» - это наши «чистые» + 12 вольт, с него мы и «возьмем» нужный нам «плюс»
для нашей выносной катушки зажигания.
- Да,кстати,
ее,в принципе, можно расположить где угодно в подкапотном пространстве.
Однако, весьма желательно найти такое место, что бы от нее до распределителя
зажигания расстояние было как можно меньше.
-
Контакт «2» на «вставке» - это тоже нужная нам «коммутация» для работы
катушки зажигания.
-
Что далее? Ан нет,
спешить-то не следует…
- Если
мы сейчас соберем всю схему и проверим работу распределителя зажигания «на
искру» - да, искра у нас будет. Однако мы же не «скоммутировали» сигнал для
работы инжекторов, правильно?
- Правильно.
И поэтому двигатель у нас просто-напросто не заведется. Но искра – будет.
- Посмотрим
на контакт «6» на разъеме распределителя зажигания. Это и есть тот «канал», по
которому «ECM»
(блок управления) и получает сигналы для инициирования инжекторов.
- Смотрим
далее, с каким контактом он
соединяется ?
- С
контактом № «1» на «вставке». И более никуда не идет. А контакт № «1» - куда
идет?
- Правильно,
- по приведенной схеме никуда. Однако если мы вспомним,о чем говорили
ранее ( контакты 1 и 2 имеют между собой электронный компонент для
«сглаживания» сигналов и соединены между собой, имея сопротивление всего около
0.1 – 0.2 Ома), то поймем, что контакт №1 нашей «вставки» и есть
тот самый контакт, с которого «ECM» и
получает необходимый сигнал для работы инжекторов,тахометра и так далее…
Поэтому соединяем контакты «1» и «6».
- Высоковольтный
провод.
- Подбираем
его с минимальным сопротивлением, 5-10 Ком. В принципе,если нет под рукой
"чисто японского", то можно поставить и "чисто Жигулевский". Просверливаем
отверстие в донышке
распределителя зажигания такого диаметра, что бы наш высоковольтный
провод входил достаточно «туговато».Желательно таким образом, что бы острые
края отверстия немного «срезали» провод.Вставляем и с двух сторон заливаем
отверстие гереметиком – влага и пыль внутри распределителя зажигания нам
не нужны. Для фиксации с внутренней стороны распределителя, точно замерив
требуемое расстояние "вылета" высоковольтного провода до контакта на крышке
распределителя (например, 11.5см),наматываем черную пластиковую изоленту для
фиксации.
Все.
- Примечание:
недавно в мастерскую "пришла" на ремонт "знакомая" Hondа,где около
года назад проводилась такая операция с заменой катушки зажигания. Интересно :
неужели сломалась по моей причине?
Нет, причина оказалась в другом :
Honda заводилась и работала нормально, но в какие-то моменты могла
самопроизвольно проявить свой "самурайский" характер - приехал человек в
магазин,сделал покупки,начал заводить,а она ни в какую...не заводится.
Но
это уже другая история и другая статья.
По материалам сайта www.efisakh.katorga.ru