Условия работы АКБ.
Стартерная аккумуляторная батарея
при движении автомобиля работает в режиме чередования циклов разрядов и зарядов
(в режиме циклирования). Разряд батареи происходит при запуске стартера на
обмотки возбуждения электрогенератора и на другое включенное
электрооборудование. Заряд же, как известно, обеспечивается генератором. Время
заряда и разряда изменяется случайным образом в зависимости от скорости
автомобиля, дорожных условий и температуры окружающей среды Время разряда в
одном цикле колеблется от 2 до 20 секунд, а время заряда - от 0,1 до 20 минут.
В результате циклирования величина зарядного тока может существенно превышать
его среднее значение. Сила тока зарядки является разностью сил тока генератора
и включенных потребителей электроэнергии. Для того чтобы заряженность АКБ
оставалась неизменной, во время заряда батареи ей должно быть
"выдано" количество электричества, равное израсходованному во время
разряда в предыдущем цикле. Если зарядный ток будет больше требуемого по данному
условию, аккумулятор будет подзаряжаться, если нет - разряжаться.
Следовательно, в процессе эксплуатации АКБ происходит непрерывное изменение ее
степени заряженности около некоторого установившегося среднего значения.
В летнее время, когда включено меньше потребителей энергии, степень
заряженности будет самой высокой. Опытом установлено, что при соблюдении правил
эксплуатации стартерные АКБ в среднем около 80% времени имеют степень
заряженности 75-100%, 15% времени - 50-70% и лишь в течение 5% времени степень заряженности
может падать до 5%.
Систематический недозаряд АКБ ведет к снижению ее срока службы. Таким образом,
уменьшение степени заряженности аккумулятора рано или поздно заставляет
прибегать к необходимости восстановления ее заряда. Делать это необходимо, по
крайней мере, 1-2 раза в год (а то и чаще, если АКБ преклонного возраста). Ниже
вы найдете информацию о том, каким способом лучше всего заряжать АКБ и какой
тип зарядного устройства (ЗУ) выбрать.
Методы зарядки
АКБ
Существуют
два классических метода заряда: током постоянной силы и при постоянном
напряжении.
Метод заряда током постоянной силы. Полный заряд АКБ происходит при подключении
ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при
20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом - 1/10 Ср (где Ср -
номинальная емкость АКБ) Преимуществом заряда током постоянной силы является
возможность полного заряда батареи.
К недостаткам относятся: необходимость стабилизации силы тока, обильное
газовыделение, возможность повышения температуры. Для снижения указанных
отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й
ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем
продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.
Метод заряда при постоянном напряжении. Данным методом можно зарядить АКБ до
90-95% номинальной емкости Недостаток метода - значительный нагрев батареи
из-за большой силы тока в начале заряда.
Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным. В
зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса
значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля Обычно напряжение
источника равно 14,4-15 В.
Есть и неклассические способы.
Форсированный
метод заряда. Этот метод применяют для быстрого восстановления
работоспособности сильно разряженной батареи. При повышении температуры заряд
прекращают. Недостаток - сокращение срока службы аккумулятора.
Метод подзаряда малым током. Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для
компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также
для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.
Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей,
состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током
постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет
14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при
постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током. Этот метод исключает
отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает
автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного
для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита.
При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения,
компенсирующего саморазряд АКБ. В этой стадии режим может длиться неограниченно
долго, поддерживая постоянную готовность АКБ при ее 100-процентной степени
заряженности. За счет автоматического управления всем процессом данный метод не
требует какого-либо контроля.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Необслуживаемые батареи следует
заряжать только от ЗУ, имеющих ограничение (стабилизацию) зарядного напряжения
14,5-14,8 В.
Проверка состояния
АКБ
Простейшая
проверка заключается в измерении напряжения АКБ при неработающем двигателе и
измерении плотности электролита. При этом можно руководствоваться следующей
таблицей.
Таблица показателей напряжения, состояния и плотности электролита в АКБ
Состояние АКБ
Полностью заряжена АКБ
1,27-1,29
Плотность электролита, г/см3
12,3-12,9 Напряжение, В
Заряжена
на 70% АКБ
1,23-1,25
Плотность электролита, г/см3
12,0-12,1 Напряжение, В
Заряжена
на 50% АКБ
1,16-1,18
Плотность электролита, г/см3
11,8-12,0 Напряжение, В
Разряжена
АКБ
1,11-1,13
Плотность электролита, г/см3
11,88 Напряжение, В
Наиболее информативная - проверка нагрузочной вилкой. Например, при токе 100 А
в течение 5-7 секунд напряжение не должно быть ниже 10,5В.