|
Считывание кодов неисправностей. Теория
Любая современная микропроцессорная система управления обладает некоторыми
ограниченными диагностическими возможностями. Эти возможности реализуются
контроллером в соответствии с программой, заложенной в постоянной памяти
(ПЗУ), вовремя, когда микропроцессор не полностью загружен выполнением
основных управляющих алгоритмов, т.е. в фоновом режиме.
Во время обычной
эксплуатации автомобиля контроллер периодически тестирует его электрические и
электронные компоненты. При обнаружении неисправности контроллер переходит в
аварийный режим работы, подставляя подходящее значение параметра вместо того,
которое дает неисправный блок. Например, если контроллер обнаружит
неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости, программа
установит значение температуры, рассчитанное во время работы двигателя
(обычно 80°С), и будет использовать это значение при реализации управляющих
алгоритмов, чтобы автомобиль оставался на ходу. Замещающее значение будет храниться
в памяти ЭБУ.
Водитель
информируется о неисправности с помощью контрольной лампы CHECK ENGINE (или
светодиода), расположенной на панели приборов, микропроцессор
заносит специфический код неисправности в КАМ-память ЭБУ. КАМ (Keep Alive Memory)
– память контроллера, способная сохранять информацию при отключении питания
ЭБУ. Это обеспечивается подключением микросхем памяти отдельным кабелем к
аккумуляторной батарее, либо применением малогабаритных перезаряжаемых
аккумуляторов, размещенных на печатной плате ЭБУ.
Коды неисправностей иногда условно делят на «медленные» и «быстрые»:
- Медленные коды.
При обнаружении диагностическим программным обеспечением неисправности ее код
заносится в память и включается лампа Check ENGINE на приборном щитке.
Выяснить, какой именно это код, можно одним из следующих способов в
зависимости от конкретной реализации ЭБУ:
- - светодиод на корпусе ЭБУ периодически вспыхивает и гаснет, передавая, таким образом,
информацию о коде неисправности;
- - нужно соединить проводником определенные контакты диагностического разъема, и лампа CHECK
ENGINE начнет периодически вспыхивать и гаснуть, передавая, таким образом,
информацию о коде неисправности;
- - нужно подключить светодиод или аналоговый вольтметр к определенным контактам
диагностического разъема и по вспышкам светодиода (или колебаниям стрелки
вольтметра) получить информацию о коде неисправности.
- Так как «медленные» коды предназначены для визуальной интерпретации, частота их
передачи очень низкая (около 1 Гц) и объем передаваемой информации мал. Коды
обычно выдаются в виде повторяющихся последовательностей вспышек, код
содержит две цифры, которые затем интерпретируются по эксплуатационным
документам. Длинными вспышками (1,5 секунды) передается старшая цифра кода,
короткими (0,5 секунды) – младшая. Между цифрами – пауза в несколько секунд.
Например, две длинные вспышки, затем пауза в несколько секунд, четыре
коротких вспышки соответствуют коду неисправности «24». После обнаружения
неисправности ее необходимо локализовать, выяснив, что конкретно отказало:
сам датчик, разъем, проводка и т.д.
- «Медленные» коды
просты, надежны, не требуют дорогостоящего диагностического оборудования, но
мало информативны. На современных автомобилях такой подход уже не
используется. Хотя, например, на некоторых современных моделях Chrysler с
бортовой диагностической системой, соответствующей стандарту OBD II, можно
считывать часть кодов ошибок с помощью мигающей лампочки.
- «Быстрые коды»
обеспечивают передачу большого объема информации через последовательный
интерфейс с ЭБУ. Этот интерфейс и разъем используются при проверке и
настройке автомобиля на заводе-изготовителе, он же применяется и при
диагностике.
- Наличие
диагностического разъема позволяет, не нарушая целостности электропроводки
автомобиля, получать диагностическую информацию от различных ЭБУ (двигатель,
АБС, трансмиссия, подвеска и т.д.) с помощью сканера.
- Датчик может быть
неисправен и посылать на компьютер неверную информацию. Проверка на
рациональность сигнала датчика, т.е. его соответствия сигналам других
датчиков в ранних ЭБУ не поддерживается из-за ограниченности вычислительных
возможностей используемых микроконтроллеров. ЭБУ будет реализовывать
управляющие алгоритмы, основываясь на этой неверной информации, неправильно
рассчитывая угол опережения зажигания, длительность импульса отпирания
форсунок и т.д. При этом может наблюдаться ухудшение ездовых характеристик
автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Пока сигнал с
датчика, хотя бы и неверный, будет в пределах нормы, никаких кодов ошибок ЭБУ
в память не запишет и аварийную ситуацию не распознает.
- Можно отключить
подозрительный датчик, тогда ЭБУ запишет в память код ошибки и заместит
сигнал с датчика в алгоритмах расчетным значением. Например, при отключении
датчика массового расхода воздуха ЭБУ заменит его сигнал аварийным значением,
рассчитанным по положению дроссельной заслонки и оборотам двигателя. Если
после отключения подозрительного датчика работа двигателя улучшилась, значит,
датчик был неисправен.
- По мере
совершенствования программного обеспечения ЭБУ и материальной базы появляется
возможность выявлять неисправные датчики с сигналом в пределах нормы по
несоответствию их сигналов и сигналов с других датчиков. Это – так называемая
проверка на рациональность и функциональность, реализованная в бортовых
диагностических системах второго поколения OBD-II.
Меры предосторожности
Электронное
оборудование современных автомобилей чувствительно к статическому
электричеству и перенапряжениям. Некоторые операции, привычные для
автосервиса, нельзя выполнять на таких автомобилях.
- Нельзя отсоединять от шин питания подсистемы при включенном ключе зажигания. Во
время переходного процесса может возникнуть скачок напряжения. Особенно это
касается:
- зажимов аккумулятора;
- обмоток различных соленоидов и реле;
- форсунок;
- катушек зажигания;
- кабелей бортового компьютера.
- Провода от
аккумулятора другого автомобиля подключаются только при разомкнутом ключе
зажигания.
- Нельзя монтировать динамики в непосредственной близости от ЭБУ, их электромагнитное
излучение вызывает помехи.
- Электросварочные работы на автомобиле проводят только при отключенном
компьютере.
- Для снятия статического заряда перед работой с каким-либо электронным компонентом
следует коснуться рукой корпуса автомобиля.
- Нужно своевременно устранять негерметичность ветрового стекла, т.к. влага может
вывести из строя электронное оборудование приборной панели.
- При измерениях в цепях датчиков следует использовать высокоомные цифровые приборы.
Стрелочные приборы часто не имеют достаточно большого входного сопротивления
и должны использоваться только в тех случаях, когда это оговорено в
диагностических картах.
- Контрольной лампой при диагностике цепей компьютера пользоваться нельзя, вместо нее
применяются высокоомные логические пробники.
- Нельзя касаться рукой выводов компьютера: статический заряд человека может вывести
его из строя.
|
|
|