О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАПРЯЖЕНИЕ И ТОК
Василий СИНЬКЕВИЧ, Валерий КИРСАНОВ,СКБ "Камертон" (Минск)
Как проверить - знают многие, как
должно быть - известно не всем. В наши дни проверку-диагностику
электрических систем автомобиля не только в солидном автосервисе, но и
во многих малых мастерских все чаще ведут специальными
приборами-автотестерами. Конструкция их (равно как и цена) зависит от
количества и точности измеряемых параметров. Для автолюбителей же
предназначены простейшие приборы, измеряющие напряжение, ток,
электрическое сопротивление, а также частоту вращения коленчатого вала.
Выполнить эти измерения способны почти все, кто за рулем, а вот о чем
говорят полученные данные, знает далеко не каждый.
Рассмотрим диагностику агрегатов электроснабжения автомобиля –
аккумулятора и генератора. Чтобы оценить состояние батареи, к ее выводам
подключаем автотестер (можно использовать и обыкновенный тестер-автометр).
Для всех автомобилей напряжение на аккумуляторе без нагрузки (то есть
без работающих потребителей) должно быть в среднем 12,6 В. Если оно
меньше, аккумулятор частично разряжен или неисправен, а потому будет
вращать стартер медленнее. О степени разряженности можно судить по
приведенной таблице.
На СТО емкость аккумулятора оценивают с помощью нагрузочной вилки. Это,
проще говоря, набор сопротивлений (шунтов), подключаемых к батарее.
Измеряя напряжение вольтметром автотестера, можно в качестве нагрузки
включить габаритные огни и дальний свет. Ток разряда при такой нагрузке
(проверено неоднократно) будет 5–6 А. Если при этом напряжение не падает
ниже 11,5 В, батарея в порядке.
Напряжение на клеммах аккумулятора при пуске двигателя стартером не
должно падать ниже 9,5 В. В противном случае неисправен стартер
(потребляет очень много энергии). При этом чем он старше, тем сильнее
окислены все его контакты – щеток, реле и т.п. В некоторых случаях из-за
этого пусковой ток может достигать огромной величины – 150–200 А.
Кстати, об измерении тока. Обычно для этого амперметр включают в разрыв
цепи. В автомобиле разрывать цепи нежелательно, да и не все приборы
смогут зафиксировать такие большие значения, как при пуске двигателя. В
мотортестерах применяют специальные, не требующие разрыва цепи накладные
датчики. В них используют эффект изменения напряженности магнитного поля
при прохождении тока определенной величины. Таким измерениям не мешает и
изоляция проводов.
Продолжаем проверку. Пустив двигатель, контролируем напряжение на
выводах аккумулятора и ток заряда. В работу включаются еще два важнейших
узла электрооборудования автомобиля – генератор и реле-регулятор
напряжения. Через несколько секунд после пуска напряжение на выводах
поднимается выше 12,6 В. Генератор начинает заряжать аккумулятор.
Увеличиваем обороты двигателя до 2000 в минуту и контролируем напряжение
заряда. Нормальное значение – от 13,8 до 14,5 В.
Работу генератора под нагрузкой можно оценить, включив фары.
Напряжение должно быть выше 13,8 В. Если оно ниже (12,6–13 В), надо
проверить натяжение ремня привода генератора. Причиной низкого
напряжения могут быть и дефекты самого генератора. Но если он работает
исправно, то искать причину следует в реле-регуляторе. В старых
механических реле напряжение можно поднять регулировкой его нижнего
уровня. В современных электронных регулировка невозможна, поэтому надо
проверить надежность их контактов с цепью. Они в порядке – значит,
неисправно реле.
Если напряжение, преодолев рубеж 14,5 В, продолжает расти, то регулируем
электромеханическое реле или заменяем электронное.
Ток заряда после пуска двигателя обычно составляет 6–10 А и по мере
работы двигателя и заряда аккумулятора падает при выключенных
потребителях до нуля.
ЗАВИСИМОСТЬ НАПРЯЖЕНИЯ НА ВЫВОДАХ
БАТАРЕИ ОТ СТЕПЕНИ ЕЕ РАЗРЯЖЕННОСТИ
Напряжение аккумулятор-
ной батареи, В
|
12,6 |
12,0 |
11,6 |
11,3 |
10,5 |
Степень разряженности, % |
0 |
25 |
50 |
75 |
99 |
Оценим напряжение в других точках системы электрооборудования. Разница
между напряжением, измеренным на аккумуляторной батарее, и напряжением
между ее "минусом" и "батарейным" (сетевым) контактом на катушке
зажигания подскажет о потерях в цепи, идущей от аккумулятора к катушке.
Они должны быть минимальны – не выше 1 В. Если на автомобиле установлена
катушка, не имеющая балластного резистора (дополнительного сопротивления
как в "Москвиче" прежних моделей, ИЖе) или если резистор подключен со
стороны батареи и разница больше 1 В, причину следует искать в
надежности контактов проводов с приборами, в первую очередь – в замке
зажигания. Такой, казалось бы, пустяк, а ведь из-за него во вторичной
обмотке катушки зажигания выработается высокое напряжение меньше
номинального значения. Это приведет к уменьшению энергии искры и, как
следствие, к снижению мощностных характеристик двигателя.
У катушек с балластным резистором (на выводе после балластного
резистора) напряжение должно быть в пределах 5–9 В. При плохих контактах
в подводящих проводах или неисправностях резистора напряжение может быть
меньше 5 В. Если же оно выше 9 В, то, возможно, произошло короткое
замыкание балластного резистора.
Измерив напряжение между "минусом" аккумулятора и тем контактом катушки
зажигания, который соединен с прерывателем, можем оценить степень
чистоты контактов прерывателя в наших старых классических моделях
автомобилей. В механических прерывателях на это следует обратить
внимание, когда величина напряжения больше 0,3 В. Если контакты в
порядке, надо проверить надежность соединения опорной платы внутри
прерывателя с "массой". Возможной причиной повышения напряжения могут
быть также ненадежное соединение прерывателя с "массой" или
неисправность конденсатора.
Вот так, выполняя измерения всего в трех точках электрооборудования
автомобиля, можно оценить работу источников тока.
|