Использование
электронных систем отнюдь не превращает авто в интеллектуального робота.
Во главе по-прежнему остается водитель, который обязан критически
осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своей машины.
Электронные системы призваны облегчить работу водителя и исправить
мелкие оплошности. Автопроизводители обозначают названия систем
безопасности своих автомобилей такими аббревиатурами:
ABS - антиблокировочная система.
Ее задача - предотвращение блокировки притормаживаемых колес автомобиля,
сохранение ее курсовой устойчивости и управляемости.
Когда колеса заблокировались и машину вот-вот "понесет", электронный
блок несколько раз "отпускает - прижимает" тормозные колодки, благодаря
чему колеса проворачиваются. Эффективность в значительной степени
зависит от ее настройки. При слишком раннем срабатывании может
увеличиться тормозной путь.
HDC - система контроля тяги для спуска с крутых и
скользких уклонов.
Работает через "удушение" двигателя и подтормаживание колес, но с
фиксированным ограничением скорости в пределах 7 км/ч.
ASR - антипробуксовочная система ( она же ASC, ETC, ESR,
TCS, STC, TRACS).
Назначение системы - обеспечить устойчивость автомобиля при резком
старте или при движении в гору по скользкой поверхности. Избежать
"прокрутки" колес удается благодаря перераспределению крутящего момента
двигателя на те колеса, у которых в данный момент наилучшее сцепление с
дорогой. Система работает на скоростях до 40 км/ч.
MSR применяется на переднеприводных дизельных
автомобилях для предотвращения блокировки передних колес.
Система полезна в следующих ситуациях: когда колеса слишком сильно
скользят, при резком торможении на передаче. Свои функции MSR
осуществляет путем воздействия на системы управления топливным насосом
высокого давления дизельного двигателя.
ESP - она же VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA.
Наиболее сложное устройство, управляющее работой антиблокировочной ,
антипробуксовочной систем, контролирующее тягу и управление дроссельной
заслонкой. Блок электронного управления использует информацию от
датчиков. Которые отслеживают работу мотора и трансмиссии, скорость
вращения каждого из колес, давление в тормозной системе. Угол поворота
руля, поперечное ускорение. Ситуация оценивается, вычисляется усилие
торможения для каждого колеса, исполнительные механизмы получают
команду.
Процессор ESP связан с блоком электронного управления двигателем, что
позволяет корректировать мощность и обороты коленчатого вала.
EBD - электронная система распределения тормозных сил (
она же EBV).
Обеспечивает оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в
зависимости от конкретных дорожных условий. EBD вступает в действие до
начала работы ABS или при несрабатывании последней из-за неисправности.
EDS - система электронной блокировки дифференциала.
Благодаря этой системе:
- повышается
безопасность автомобиля
- улучшаются его
тяговые характеристики при неблагоприятных дорожных условиях
- облегчается
старт
- интенсивный
разгон
- движение на
подъем
EDS oпределяет
угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой.
При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при
буксовании одного их колес, последнее подтормаживается до тех пор, пока
не сравняется по частоте вращения с небуксующим.
При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически
включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч.