Любая современная система впрыска имеет встроенную подсистему самодиагностики, которая позволяет определить различного рода неисправности датчиков, исполнительных механизмов и узлов системы. В результате процедуры самодиагностики компьютер вырабатывает диагностические коды, которые можно тем или иным способом извлечь из памяти компьютера и расшифровать в соответствии с таблицами. Способ извлечения этих кодов у разных производителей - разный. В системе TCCS для этого используется лампочка "Check Engine" на панели приборов, а переключение компьютера в режим вывода диагностических кодов осуществляется путем закорачивания пары контактов на диагностическом разъеме в моторном отсеке автомобиля. Диагностический разъем обычно находится вблизи левой опоры стойки передней подвески и представляет собой черную или серую коробочку с надписью "DIAGNOSIS" на крышке.
Пошаговая процедура самодиагностики:
1. Начальные условия
· напряжение в бортовой сети превышает 11 вольт
· дроссельная заслонка полностью закрыта
· трансмиссия в положении "нейтраль" (или "парковка" для автоматических трансмиссий)
· кондиционер
выключен
2. Металлическим проводником (провод, разогнутая канцелярская скрепка) замкнуть
контакты T (или TE1) и E1 на диагностическом разъеме.
3. Повернуть ключ зажигания в положение "ON", но не запускать
двигатель стартером.
4. Считать коды путем подсчета количества миганий лампочки "Check Engine".
Считывание кодов диагностики. При считывании кодов возможны две
ситуации:
1. Неисправностей не обнаружено:
· лампочка будет
мигать непрерывно с интервалом в 0.25 секунды
2. Обнаружены неисправности:
· последует серия миганий с интервалом 0.5 секунды - первая цифра кода (например, пять миганий - цифра 5)
· пауза 1.5 секунды
· серия миганий с с интервалом 0.5 секунды - вторая цифра кода (например, четыре мигания - цифра 4)
· в случае, если кодов больше одного - пауза 2.5 секунды
· после отображения всех кодов следует пауза в 4.5 секунды и процесс повторяется сначала
Сброс кодов диагностики. Обнаруженные коды диагностики (за исключением кодов 51 и 53) будут находиться в памяти компьютера даже после устранения неисправности. Чтобы очистить область памяти компьютера, в которой хранятся коды, нужно при заглушенном двигателе вынуть на 30-60 секунд предохранитель EFI (15A) из блока предохранителей. Коды диагностики также сбрасываются при отключении аккумуляторной батареи.
Таблица диагностических кодов. Все коды системы TCCS унифицированы и значение их одинаково для всех двигателей Toyota, но для каждого конкретного двигателя используется специфичное для него подмножество кодов. Например, код 34 может присутствовать только на двигателях, оборудованных турбонаддувом.
Код |
Краткое описание |
Полное описание |
11 |
ECU (+B) |
Кратковременный сбой питания ECU |
12 |
RPM Signal |
Отсутствие сигналов "NE" или "G" на ECU в течение 2 секунд после того, как коленчатый вал начал проворачиваться стартером (при запуске двигателя) |
13 |
RPM Signal |
Отсутствие сигнала "NE" на ECU в течение 50 мсек или более при скорости вращения коленвала 1000 об/мин и выше |
14 |
Ignition Signal |
Отсутствие сигнала "IGf" на ECU в течение 4-х последовательных циклов зажигания |
21 |
Oxygen Sensor |
Обнаружен выход из строя датчика кислорода ("OX") |
22, 23 |
Water Temperature Signal |
Обрыв или короткое замыкание (КЗ) в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости ("THW") в течение 0.5 сек или дольше |
24 |
Intake Air Temperature Sensor signal. |
Обрыв или короткое замыкание (КЗ) в цепи датчика температуры воздуха ("THA"), поступающего в двигатель, в течение 0.5 сек или дольше |
25 |
Air-Fuel Ratio Lean |
Напряжение сигнала от датчика кислорода меньше, чем 0.45 вольта, в течение 120 сек |
26 |
Air-Fuel Ratio Reach |
Напряжение сигнала от датчика кислорода больше, чем 0.45 вольта, в течение 120 сек |
27 |
Sub Oxygen Sensor signal |
Обнаружен выход из строя дополнительного датчика кислорода |
28 |
No. 2 Oxygen Sensor signal |
Обнаружен выход из строя датчика кислорода ("OX2") |
31 |
Air Flow Meter(AFM) Signal или Manifold Absolute Pressure (MAP) signal |
TCCS с датчиком MAP: Обрыв или КЗ в цепи датчика датчика вакуума во впускном коллекторе (MAP) TCCS с датчиком AFM: Обрыв в цепи сигнала "VC" или КЗ между цепями сигналов "VS" и "E2" |
32 |
Air Flow Meter AFM) Signal |
TCCS с датчиком AFM: (Обрыв в цепи сигнала "E2" или КЗ между цепями сигналов "VC" и "VS" |
34 |
Turbocharger Pressure signal |
Давление наддува находится в недопустимых пределах. Возможно, некорректная работа AFM |
35 |
Turbocharger Pressure Sensor signal или HAC Sensor signal |
Давление наддува находится в недопустимых пределах или обрыв или КЗ в цепи датчика компенсации высоты над уровнем моря (HAC) |
41 |
Throttle Position Sensor signal |
Обрыв или КЗ в цепи "VTA" датчика положения дроссельной заслонки в течение 0.5 сек или дольше |
42 |
Vehicle Speed Sensor signal |
Отсутствие сигнала скорости автомобиля ("SPD") на ECU при оборотах двигателя между 2500 и 4500 в течение 8 сек или дольше |
43 |
Starter signal |
Отсутствие сигнала стартера ("STA") на ECU до тех пор, пока обороты двигателя не достигнут 800 об/мин в процессе запуска |
51 |
Neutral Start Switch signal |
Дроссельная заслонка закрыта не полностью (отсутствие сигнала "IDL" на ECU) или рычаг управления трансмиссией находится в положении, отличном от "P" или "N" (присутствие сигнала "NSW" на ECU) или включен кондиционер (присутствие сигнала "A/C" на ECU) |
52 |
Knock Sensor signal |
Обрыв или КЗ в цепи датчика детонации |
53 |
Knock Sensor signal |
Отказ подпрограммы обработки ситуации детонации (частичный отказ ECU) |
54 |
Intercooler ECU signal |
Неисправность промежуточного охладителя воздуха (интеркулера) |
71 |
EGR System malfunction |
Обрыв или КЗ в цепи датчика температуры выхлопных газов (THG). Температура выхлопных газов ниже, чем температура поступающего в двигатель воздуха плюс 55C и автомобиль находится в движении в течение 25 сек или дольше |
72 |
Fuel Cut Solenoid signal |
Неисправность соленоида отсечки топлива |
78 |
Fuel Pump Control signal |
Неисправность бензонасоса |
Следует еще раз подчеркнуть, что данная таблица содержит перечень всех известных автору диагностических кодов системы TCCS, но это не означает, что все эти коды могут быть диагностированы компьютером системы TCCS конкретного двигателя. Например, компьютер TCCS двигателя 1G-EU способен диагностировать только коды 11, 12, 13, 14, 22, 23, 31, 32, 41, 42, 43, 51.
Кроме этого, в описании кодов присутствуют ссылки на сигнальные цепи ECU с разного рода обозначениями (например, NSW, THA, IDL), расшифровка которых не дана.