Подбор дисков и шин
Первое, что необходимо сделать, — узнать посадочные и геометрические размеры штатного колесного диска вашей машины. Тремя важнейшими характеристиками являются: диаметр посадочного отверстия (DIA), количество отверстий для крепежных болтов и их диаметр расположения (PCD) и так называемый вылет (ET) — расстояние от середины обода до монтажной плоскости колеса. Первые два параметра должны быть соблюдены строжайше! Третий допускает небольшие (миллиметров 7–15) отклонения в меньшую сторону — такие диски «разлапистее» смотрятся на автомобиле. Однако не переборщите с уменьшением ET. Сильно вылезшие из колесных «орбит» колеса есть не только признак дурного вкуса, но также являются причиной ухудшения управляемости и частых поломок подвески автомобиля. Соблюдя «три размера», вы можете быть уверены, что купленные диски теоретически подходят к вашей машине. А практически? Возьмите и примерьте: иногда случается, что «родные» по всем показателям диски не становятся.
Второй по важности момент при выборе диска — тип и форма борта обода, к которому должна плотно и надежно прилегать шина. Подавляющее большинство дисков по этому показателю соответствует общепринятым стандартам. Тем не менее, на всякий случай необходимо уточнить маркировку. Все выпускаемые для легковых дорожных и внедорожных автомобилей бескамерные шины можно монтировать на диски с ободом «H», «H2», «FH», «FL», «CP» и «CH».
И только третьим по важности моментом в выборе диска стоит собственно их размерность, которая может быть указана, например, так: 5,5JX13 (5,5 — ширина обода, 13 — диаметр диска в дюймах). Именно ей автолюбители и отдают первостепенное значение, стараясь тупо выбирать диски такие же, как и те, которые установил производитель машины. А между тем, этого правила можно и не придерживаться! С 13-дюймовых дисков можно «уйти» на 14-дюймовый размер и даже на 15-дюймовый (зачем — это уже тема другой заметки) — это уже определят шины, в которые вы собираетесь «обуться». В прошлом номере мы привели таблицу соответствия шин разных типоразмеров, из которой было видно, что альтернативой шинам со стандартной высотой профиля 65–75 могут являться низкопрофильные покрышки, монтируемые на обод диаметром на размер-два больше. Не забудьте только учесть рекомендации шинных производителей по выбору оптимальной ширины обода диска, которые мы свели здесь в две таблицы
СООТВЕТСТВИЕ ШИН КОЛЕСНЫМ ДИСКАМ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ |
|||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
http://www.autopilot.ru/2000/3/51.phtml
Замена шин на шины другого размера
При замене шин на автомобиле, надо основываться на типоразмере, норме слойности и максимальной несущей способности (при заданной максимальной скорости) шин, которыми он укомплектован производителем.
Перед установкой более широких шин на автомобиль убедитесь, что они не будут задевать при полной нагрузке или при выворачивании колес в крайние положения за арки кузова или детали подвески.
Для лучшей эксплуатации автомобиля следует использовать шины одного изготовителя, модели и типоразмера на всех колесах.
Нельзя использовать шины разных размеров, типов и рисунков протектора на одном мосту автомобиля.
Таблица перевода типоразмеров шин
Данные
таблицы взяты из каталога фирмы Bridgestone
приемлемый типоразмер |
||
165/70R12
|
165/65R13 175/65R13 |
175/60R13 185/60R13 |
175/70R12
|
175/65R13
|
185/60R13 195/60R13 |
155/70R13
|
165/65R13 175/65R13
|
175/60R13 185/60R13 165/60R14 |
165/70R13 |
175/65R13 185/65R13 165/65R14 175/65R14 |
185/60R13 195/60R13 175/60R14 185/60R14 |
175/70R13 |
185/65R13 195/65R13 175/65R14 185/65R14 |
195/60R13 175/60R13 185/60R14 195/60R14 |
185/70R13 |
195/65R13 185/65R14 195/65R14 |
175/60R13 215/60R13 195/60R14 175/60R14 215/60R14 |
195/70R13 |
195/65R14 175/65R14 |
215/60R13 225/60R13 215/60R14 |
175/70R14 |
185/65R14 195/65R14 185/65R15 |
195/60R14 175/60R14 215/60R14 185/60R15 195/60R15 |
185/70R14 |
195/65R14 175/65R14 185/65R15 195/65R15 |
175/60R14 215/60R14 195/60R15 175/60R15 |
195/70R14 |
175/65R14 195/65R15 175/65R15 |
215/60R14 225/60R14 175/60R15 215/60R15 |
175/70R14 |
215/65R14 175/65R15 215/65R15 |
225/60R14 215/60R15 |
195/70R15 |
175/65R15 215/65R15 |
----- |
175/70R15 |
215/65R15 |
225/60R16 |
приемлемый типоразмер |
|||
165/65R14 |
175/60R14 185/60R14 |
185/55R14 195/55R14 |
195/50R15 |
175/65R14 |
185/60R14 195/60R14 |
195/55R14 185/55R15 195/55R15 |
195/50R15 175/50R15 215/50R15 |
185/65R14 |
195/60R14 175/60R14 |
175/55R15 |
175/50R15 215/50R15 |
195/65R14 |
215/60R14 |
215/55R15 |
215/50R15 225/50R15 |
215/65R14 |
225/60R14 215/60R15 |
----- |
----- |
185/65R15 |
195/60R15 175/60R15 |
175/55R15 215/55R15 175/55R16 |
175/50R16 225/50R16 |
195/65R15 |
175/60R15 215/60R15 |
215/55R15 215/55R16 |
225/50R15 215/50R16 225/50R16 |
175/65R15 |
----- |
225/55R16 |
245/50R16 |
приемлемый типоразмер |
||
175/60R14 |
185/55R14 195/55R14 |
195/50R15 |
185/60R14 |
195/55R14 185/55R15 195/55R15 |
195/50R15 175/50R15 |
195/60R14 |
------ |
175/50R15 215/50R15 |
215/60R14 |
215/55R15 |
225/50R15 |
185/60R15 |
195/55R15 175/55R15 |
175/50R15 215/50R15 175/50R16 |
195/60R15 |
175/55R15 215/55R15 175/55R16 |
175/50R16 225/50R16 |
175/60R15 |
215/55R15 215/55R16 |
225/50R15 215/50R16 225/50R16 |
215/60R15 |
225/55R16 |
------ |
215/60R16 |
225/55R16 |
225/50R17 |
Погрешности
спидометра |
|
Поэтому, чтобы полностью максимизировать рабочие характеристики вашей автомашины (что включает в себя сохранение геометрии рулевого управления), весьма рекомендуется метод «модернизации». При установке большего обода увеличивается ширина диска, в то же время, сохраняется надлежащий общий диаметр колеса. Это максимизирует устойчивость к сносу и сцепление с дорогой без ухудшения любых других параметров шины. Фактически, улучшается все эксплуатационные характеристики колеса. |
|
|
|
|
|
Примечанияo Допуски по скорости зависят от размера шины. o Следует заметить, что величина нагрузки шины будет уменьшаться по мере приближения максимальных скоростей. За квалифицированным советом обращайтесь к вашему дилеру скоростных шин Yokohama. o Если индекс 'Z' указан в обозначении сразу же после информации о величине профиля шины, в ДОПОЛНЕНИЕ к индексу скорости, то скоростная категория данной шины соответствует той, что указана в таблице индексов скоростей. Если индекс 'Z' стоит сразу после информации о величине профиля шины, и НЕТ дополнительной информации о назначении шины, то скоростная категория для такой шины составляет более 300 км/ч – пожалуйста обратитесь к изготовителю за информацией о максимально допустимой скорости. o Здравомыслящий человек осознает, что скорость вождения определяется многими факторами, в частности, погодными условиями, качеством дорожного покрытия, нагрузкой транспортного средства и его изношенностью. Индексы скорости НЕ ОЗНАЧАЮТ, что водители могут совершенно безопасно управлять автомашиной на предельных скоростях, или перевозить предельную нагрузку, на которые имеется номинальный допуск. Это также означает, что нельзя превышать максимально разрешенную скорость движения. |
Обозначение применяемости шин
All Season (всесезонная): Шина с обозначением на боковине 'M + S', 'M & S', или 'M/S' означает, что ее конструкция призвана обеспечить лучшие характеристики при старте, остановке и управлении в условиях заснеженной дороги, чем летняя шина.
Summer (летная) Шина, не имеющая обозначения применяемости на боковине, предназначена только для летних условий эксплуатации – ее НЕ СЛЕДУЕТ использовать на заснеженных или обледеневших дорогах.
Severe Snow Conditions (суровые снежные условия): Шина, имеющая маркировку 'M' и
'S', а также пиктограмму горы и снежинок на боковине, означает, что она
соответствует специальным требованиям, предъявляемым к эксплуатации зимних шин,
и была разработана специально для использования в суровых снежных условиях.
Yokohama внедряет этот стандарт с зимы 1700/1701 года.
Шины для зимы
Дорожные условия в
зимний период значительно усложняются, ухудшается сцепление шин с дорогой. Для
безопасной эксплуатации автомобиля зимой необходимо использовать шины,
предназначенные для этого сезона.
Общие сведения
Зимой автомобилю приходится двигаться по укатанному или рыхлому снегу, льду,
который может быть подтаявшим, снежно-водяной “каше” (шуге), сухому или мокрому
асфальту. Обеспечить хорошее сцепление протектора при любом состоянии дороги
довольно сложно. Поэтому зимние шины весьма разнообразны по рисунку протектора,
составу резины, причем каждая модель наилучшим образом приспособлена для
двух-трех покрытий, на остальных сцепление ее с дорогой несколько хуже.
Элементы конструкции шины по-разному влияют на ее характеристики: сцепные
свойства, износостойкость, шумность, комфортность.
Рисунок протектора является одним из важнейших элементов, отражающихся на
характеристиках шин.
Канавки протектора служат для отвода снега, воды и грязи из пятна контакта. Чем
больше число и ширина канавок, тем больше способность шины предотвращать
слешплэнинг (когда между шиной и дорогой шуга) или аквапланирование (между
шиной и дорогой водяная пленка), которые приводят к полной потере
управляемости. Одновременно канавки уменьшают площадь пятна контакта, ухудшая
сцепление с сухим асфальтом и увеличивая износ из-за возрастания нагрузки на
выступы (шашки) протектора. По мере износа протектора значительно снижается
способность шины отводить снег, шугу и воду из зоны контакта и, соответственно,
ухудшаются сцепные свойства на любой дороге (кроме сухого асфальта).
Крупные и высокие шашки протектора обеспечивают хорошую проходимость по
неукатанному снегу благодаря тому, что спрессованный шиной снег обладает
некоторой прочностью. Одновременно такой рисунок увеличивает шумность покрышки,
ухудшает управляемость на твердом покрытии, так как элементы протектора легко
деформируются от боковой нагрузки.
Ламели - тонкие прорези в шашках протектора своими гранями увеличивают
сцепление с дорогой, но несколько снижают износостойкость. Для уменьшения
бокового увода шин внутреннюю поверхность ламели на некоторых моделях
протектора делают неровной, что снижает перемещение элементов, разъединенных
прорезями.
Большинство зимних шин имеет протектор с направленным рисунком. Он обеспечивает
лучшее очищение шины и пятна ее контакта с дорогой от воды, снега и шуги. Но
такой рисунок накладывает некоторые ограничения, например, смонтированная для
одной стороны автомобиля шина не подходит для установки на другую сторону.
У асимметричного рисунка протектора наружная сторона лучше работает на твердых
покрытиях, обеспечивая хорошее сцепление, а остальная часть протектора улучшает
проходимость в сложных дорожных условиях. Как правило, канавки протектора шины
с асимметричным рисунком не являются направленными. В противном случае для
комплектования автомобиля были бы необходимы две невзаимозаменяемые пары шин на
левую и правую стороны.
Шипы значительно увеличивают сцепление с покрытиями, в которые они способны
врезаться, - лед или укатанный снег. Чем больше глубина “погружения”, тем более
эффективны шипы. Однако в рыхлом снегу они практически не дают положительного
эффекта. Недостатком шипов является меньшее сцепление с сухим и влажным
асфальтом по сравнению с нешипованной шиной. К тому же шипы разрушают асфальт,
поэтому в некоторых странах применение шипованной резины запрещено.
Состав резины. Протектор, изготовленный из мягких составов резины, значительно
увеличивает сцепление даже со снегом и льдом. Однако покрышки с протектором из
мягкой резины менее износостойкие. Кроме того, надежно закрепить шипы в
покрышке из мягкой резины практически невозможно. Некоторые производители шин
изготавливают протектор из нескольких слоев резины разного состава. Шипы
удерживает внутренний слой из твердой резины, а на поверхности протектора -
мягкий слой, улучшающий сцепление. Недостаток такого протектора - после износа
наружного слоя из мягкой резины шина утрачивает улучшенное сцепление с твердой
дорогой при низких температурах.
Геометрические параметры шин. Шины более широкие, чем штатные, обеспечивают
лучшее сцепление с сухим асфальтом, управляемость на твердом покрытии и
проходимость на рыхлом (предотвратят погружение и закапывание автомобиля). Но
при увеличении габаритов шины растет ее вес (при сохранении посадочного и
наружного диаметров), увеличивается расход топлива из-за увеличения
сопротивления качению и возрастает шум. Из-за большей площади пятна контакта в
нем снижается удельная нагрузка, что не позволяет эффективно вытеснять воду,
снег и грязь. Например, всплывание на снежной шуге на широких покрышках при том
же рисунке протектора наступает при меньшей скорости. Установка более узких
шин, чем штатные, дает прямо противоположный эффект.
При установке шины большего наружного диаметра, чем штатная, улучшается
геометрическая проходимость - увеличиваются дорожный просвет и углы свеса. В
зимний сезон даже в городской черте нередки случаи, когда сантиметр
увеличенного дорожного просвета помогает преодолеть сложный участок. Недостатки
такой шины: снижаются устойчивость и управляемость, ухудшаются динамические
свойства и экономичность. При выборе профиля шины необходимо также учитывать,
что слишком большая покрышка может просто не поместиться в отведенном для нее
месте, а применение нерекомендованной заводом-изготовителем размерности
запрещено.
Типы шин
для зимней эксплуатации
Зимние шины, не
предназначенные для шипования (нешипуемые шины), рассчитаны на применение в
холодное время года. Они изготовлены из мягких сортов резины, чаще всего имеют
направленный рисунок с большим количеством ламелей и предназначены в основном
для использования на очищаемых дорогах. Имеют хорошее сцепление на всех типах
зимних покрытий, проигрывая только шипованным шинам на льду и укатанном снегу.
Обеспечивают неплохие показатели по шумности, экономичности и управляемости.
Важное положительное их качество - имеют равномерные сцепные свойства на всех
типах зимних дорог и не приводят к резкому снижению управляемости, как,
например, шипованная шина при выезде на мокрый асфальт или всесезонная при
съезде на лед. Это значительно повышает безопасность, так как водителю легче
прогнозировать поведение и управляемость автомобиля. Существует разновидность
этих шин, у которых наружный слой протектора выполнен из мягких сортов резины и
разрезан ламелями. Под ним расположена более твердая резина. В начале
эксплуатации шина является зимней, затем, после износа наружного слоя, шину
можно эксплуатировать в качестве летней. Поэтому эта разновидность шин имеет
два индикатора износа - “зимний” и “летний”.
Зимние шины, предназначенные для шипования, могут быть шипованными и
нешипованными. Они изготавливаются из резины средней жесткости и имеют
размеченные места для монтажа шипов, не разрезанные ламелями, а также
промаркированы надписью “studuble”. Обладают, как правило, развитой сетью
ламелей и самым разреженным рисунком протектора, в некоторых случаях
приближаясь к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на
глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Однако обладают повышенной
шумностью, посредственными управляемостью и экономичностью, особенно на
асфальтовом покрытии. Шины без шипов имеют несколько худшие сцепные свойства на
льду и укатанном снегу по сравнению с нешипуемыми шинами.
У шипованных шин наилучшее сцепление со льдом и плотным укатанным снегом,
тормозной путь на этих дорогах составляет 50-70% от пути нешипованных. Однако
снижается сцепление на твердых дорожных покрытиях - для остановки может
потребоваться расстояние на 10% большее, чем при такой же шине без шипов. К
тому же они требуют обкатки (нельзя делать резких маневров в течение первых 170
км). После установки их нельзя менять направление вращения шин, так как шипы
начнут раскачиваться и могут быть утеряны. То же самое может случиться при
динамичном стиле вождения. Кроме того, производители шипованных шин рекомендуют
ограничивать максимальную скорость на шипованных шинах до 130-140 км/ч.
Всесезонные шины предназначены для круглогодичного применения. По сравнению с
зимними имеют менее разреженный рисунок протектора, хуже приспособленный для
движения зимой. Обеспечивают хорошие сцепные свойства на сухом и влажном
асфальте, неплохой уровень комфорта и удовлетворительную экономичность.
Недостатками являются: невысокая проходимость на рыхлом снегу и небольшое
сцепление на льду и укатанном снегу. Обозначаются All Season, Tous terrain, R+W
(Road+Winter - “дорожная и зимняя шина”).
Такие маркировки
определяются самими заводами-производителями, поэтому всесезонная шина,
например, из южной Европы у нас может таковой не являться.
Рекомендации
по выбору
Перед выбором шин
следует постараться предусмотреть условия, в которых будет эксплуатироваться
автомобиль, а также учесть максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные
размеры шины. Они должны полностью удовлетворять требованиям вашего автомобиля.
Прежде всего необходимо
уделять внимание сцепным свойствам шин, поскольку остальные (шумность,
экономичность и тому подобные) зимой проявляются слабо.
Для эксплуатации автомобиля в большом городе, где дороги чистят или посыпают от
гололеда и много приходится ездить по асфальту, особенно мокрому, лучше всего
подойдут зимние нешипуемые шины.
Если часто приходится двигаться по дорогам, занесенным снегом, то нужны зимние
шины с разреженным протектором, и чем труднопроходимее участки, тем более
крупными должны быть элементы рисунка протектора.
При движении за городом по трассам, покрытым льдом или укатанным снегом,
необходимы шипованные покрышки.
При небольших пробегах в зимний период круглогодично можно использовать
всесезонную резину, но в этом случае необходима крайняя осторожность, так как
сила сцепления этих шин на льду и снегу снижается в несколько раз по сравнению
с асфальтом.
Рекомендации по безопасному использованию зимних шин
Шины изнашиваются до индикатора «платформа», после чего их больше нельзя использовать как зимнюю резину. Но эта шина может быть использована как обычная шина – до появления индикатора окончательного износа протектора.
Указатель-треугольник на боковине указывает на положение протекторной канавки на индикаторе износа протектора. Шину следует заменить, если остаточная глубина составляет 1,6 мм.
Маркировка в виде стрелки на боковине показывает направление канавки протектора у индикаторов износа «платформы». Платформа составляет 50% от износа протектора, и на этом этапе шину больше нельзя использовать как зимнюю шину, но ее можно продолжать использовать как обычную шину.