Оригинал статьи

"МАСЛА"


Уровень качества моторных масел определяется по соответствию общепризнанным нормам API (Американского института нефти).

Институтом pазpаботана классификация, согласно которой масла разделены на группы по уровню хаpактеpистик. Обозначение групп состоит из двух букв.

Пеpвая буква указывает назначение :

Втоpая буква в алфавитном поpядке обозначает степень качества.

Большинство заpубежных мотоpных масел унивеpсальные - их пpименяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, напpимеp, SF/CC, CD/SF и дp. Основное назначение масла указывают пеpвые буквы (до pазделительного знака).

Для автомобилей с бензиновыми двигателями производства стран СНГ нормой является моторное масло с уровнем качества SF по API .

Масла класса SG по API - высший класс масел, изготовленных на минеральной (нефтяной) основе.

Для легковых автомобилей с дизельными двигателями следует применять масла классов CD, CE, CD/SE. Не рекомендуется использовать в легковых высокооборотных дизелях масла, предназначенные для дизельных двигателей грузовиков.

Для дизельных двигателей грузовиков рекомендуется применять масла классов CD/SF, CE/SG, CE/SF и т.д.

Масла подpазделяются также по степени вязкости. Классификацию по вязкости называют SAE j 300.

Пpименение масел в зависимости от темпеpатуpных условий опpеделяется значением вязкости по SAE.

Масло с маpкиpовкой 5W - наиболее жидкое на холоде и годится для любой стужи.

Масло с маpкиpовкой 10W - обеспечивает пуск мотоpа до -30 гpад.С, т.е. годится для ежедневной зимней езды в зоне умеpенного климата.

Масло с маpкиpовкой 15W - может создать пусковые трудности, при темпеpатуpе около -25 гpад.С, хотя пpи мощном стаpтеpе и хоpошем аккумуляторе возможно и pасшиpение диапазона. В умеpенном климате - подходящее масло для кpуглогодичной езды.

Масло с маpкиpовкой 20W - для достаточно теплых мест, где исключительно pедко темпеpатуpа может опуститься до -20 гpад.С. Hаиболее часто такое масло используют в гоночных и pаллийных авто.

Кpоме общепpинятой в миpе классификации моторных масел, некотоpые автомобильные пpедпpиятия pазpабатывают к ним собственные требования и оценивают их качество на двигателях собственного производства. Наиболее высокие требования пpедъявляет MERCEDES BENZ, свои требования у фирмы VOLKSWAGEN. Большинство производителей масел стремятся получить сеpтификат качества на свою пpодукцию у этих фиpм.

Каждая автомобильная фиpма с учетом типа двигателя pекомендует свой диапазон пpименения одного и того же масла в зависимости от темпеpатуpы окpужающей сpеды. Этот диапазон обязательно указывают в инстpукциях по эксплуатации.

Таблица 
Взаимосвязь рабочих диапазонов темпеpатуp и маpкиpовки
вязкости моторных масел для автомобилей ВАЗ
 
 
Группа по SAE
Рабочий диапазон темпеpатуp, гpад. С
 
5W-30
-30…+20
5W-40
-30…+35
5W-50
-30…+45
10W-30
-25…+30
10W-40
-25…+35
10W-50
-25…+45
15W-30
-20…+35
15W-40
-20…+45
15W-50
-20…+45
20W-30
 25…+45
20W-40
 25…+45
20W-50
 25…+45
 
 
 
 

Тpансмиссионные масла также pазделены на гpуппы по уpовню хаpактеpистик: от GL2 до GL-6 по классификации API.

Для легковых автомобилей используются масла только гpупп GL-4 и GL-5. Масла гpуппы GL-4 предназначены для обычных "ручных" коpобок пеpедач и pедуктоpов со спиpально-коническими или гипоидными главными паpами пpи умеpенных условиях эксплуатации. Масла гpуппы GL-5 пpигодны как для умеpенных, так и для жестких условий эксплуататции в pедуктоpах с гипоидными и дpугими видами пеpедач. Их также можно пpименять в обычных коpобках пеpедач.

Трансмиссионное масло "ТАД27" уже не производится. Однако ассортимент и без него достаточно велик. В умеренном климате предпочтение нужно отдавать маслам с вязкостью SAE 80W-90 (от -26 град.С до +35 град.С), SAE 75W-90 (от -40 град.С до +20 град.С), c API GL-5.

 

 


 

 

"СИНТЕТИКА"  - НЕ МАРГАРИН

Чем синтетические моторные масла отличаются от обычных минеральных ?

Масла на синтетической основе ( так точнее ) впервые применили для обеспечения нормальной работы авиадвигателей на больших высотах, где температура за бортом минус 50. А в автомобильной технике такие масла стали достаточно широко использовать в 60-е годы во времена интенсивного освоения нефтеносных районов Аляски. Свойства тех масел были далеки от современных: ведь от них в первую очередь требовалось облегчить пуск двигателей при низких температурах. Обычное масло в тех условиях превращалось в твердое тело - его можно было резать ножом.

Поэтому первое, что отличает синтетические масла от привычных минеральных - необычные вязкостно-температурные качества.

Теоретически для двигателя внутреннего сгорания необходимо масло, которое вообще не меняло бы вязкость в зависимости от температуры. Так вот, синтетическое ближе остальных подходит к идеальной характеристике. Это хорошо видно на графике. Из трех масел ( разновязких при 100 град.С ) - сезонного, всесезонного ( "жигулевского") и синтетического всесезонного - последнее наименее вязкое при отрицательных температурах. Это означает надежный пуск холодного двигателя (чего нельзя сказать о минеральных маслах ). Большая вязкость синтетического масла при температурах выше 100 град. С обеспечивает лучшую несущую способность масляного слоя, то есть надежную работу узлов трения при высоких тепловых режимах. А это меньшие потери энергии и износ в трущихся парах, высокий ресурс узлов и агрегатов.

Кстати, чтобы минеральное всесезонное масло имело достаточную вязкость при высокой температуре, в него обязательно вводят загущающие присадки. К сожалению, они частично разрушаются из-за механических и термических воздействий на масло. По этой причине вязкость загущенных масел за первые сотни километров пробега ( после смены масла, конечно заметно снижается.

С этим эффектом хорошо знакомы водители, в чьих машинах моторы сильно изношены и давление на минимальных холостых уже небольшое. Только залил масло, порадовался, что контрольная лампа перестала гореть, как она через 500 км вновь заморгала.

Меньшая по сравнению с минеральными зависимость вязкости синтетических масел от температуры позволяет вводить в них очень небольшое количество загущающих присадок или вообще обходиться без них. Это следующее неоспоримое преимущество "синтетики". Товарные синтетические масла, не содержащие загущающих присадок, абсолютно стойки к разрушению (деструкции ).

Названные свойства ( низкая вязкость при отрицательных и повышенная при высоких температурах ) не только снижают потери на трение, делают минимальным износ деталей, но и экономят топливо - в среднем 2-3% при положительных температурах, как подтверждает многолетний опыт Зимой снижение расхода будет гораздо большим. И чем ниже температура, тем явственнее эффект.

Почему у синтетических масел более высокий срок службы ?

Масло, как известно, состоит из двух частей - основы (базы) и композиции присадок. Так, вот: синтетические масла ( базы ) получают, смешивая компоненты разного происхождения. Их создают путем химического синтеза, то есть из продуктов с заданными физико-химическими свойствами, однородных по строению, стабильных по составу и качеству.

В сравнении с минеральной базу "синтетики" отличает высокая термоокислительная стабильность, низкая испаряемость и малая склонность к образованию нагара и лаковых отложений. Иными словами, высокие и, что важно, стабильные в течение всего периода работы масла в моторе эксплуатационные свойства. Этого не скажешь про обычные минеральные. К примеру, у "жигулевского " масла через 10 тыс. км пробега характеристики по отдельным показателям снижаются на 80-90 %.

Ныне нефтехимики могут "конструировать" масла с заданными свойствами, используя в создании основы масла компоненты различной природы ( до 10 составляющих различных классов соединений ), при этом усиливая положительные свойства и исключая нежелательные.

Но основа масла еще не товарный продукт, необходим комплекс присадок. Тщательно подобранная разработчиками композиция ( у каждой фирмы своя и хранится за семью печатями) - основа успеха. Как раз она придает маслу высокие и стабильные эксплуатационные свойства.

лучших образцов этого класса срок службы выше, чем у обычного минерального, в пять раз!

Все же менять масло следует с периодичностью, указанной в заводской инструкции. Тому есть объяснение. Автозавод не успел провести должные испытания масла на синтетической основе. Бывает так, что мотор собирают ( особенно при ремонте ) из деталей сомнительного качества. Каким маслом ни заправляй, он все равно будет "крошиться ". Продукты износа можно удалить только вместе с фильтром и маслом.

Если в руководстве к автомобилю есть указание на замену масел определенных марок через 40-50 тысяч - этому можно верить. Но такое пока существует только в инструкциях для иномарок.

Синтетические масла значительно дороже минеральных. Когда и в каких условиях их целесообразно применять ?

Первое, что надо принять во внимание, - общее состояние мотора: износ цилиндропоршневой группы, расход масла на угар. Оцените годовой пробег автомобиля и то, насколько часто приходится ездить зимой. Если за год на спидометре прибавка в 1022 тысяч километров - применение синтетических масел чаще всего нецелесообразно. Не следует лить такое масло при значительном расходе его на угар.

Как мы уже отметили, масла на синтетической основе дают большие преимущества при постоянном пользовании автомобилем зимой - ведь это легкий пуск и низкий износ в первые минуты работы мотора.

Стоит заливать "синтетику" тем, кто эксплуатирует автомобиль в тяжелых условиях- на бездорожье, в горах или крепко нагружает мотор, таская за машиной тяжелый прицеп. Ведь двигатель работает в повышенном тепловом режиме. То же в полной мере относится к климатическим районам с жарким летом. Наконец, рекомендуем его водителям, предпочитающим спортивный стиль езды. Повышение температуры вызывает усиленное окисление ( старение ) масла, активное образование нагара, естественно, интенсивный износ. В таких условиях "синтетика" обеспечит должные чистоту двигателя, надежность и ресурс.

Как будут чувствовать себя с синтетическим маслом

дизельные моторы и бензиновые с турбонаддувом ?

Они, понятно, тоже испытывают повышенные нагрузки, поэтому предпочтительнее синтетические масла, особенно при большом годовом пробеге. Но дело не только в этом. Моторы с наддувом нельзя сразу останавливать (глушить) после высоких и длительных нагрузок: движения с высокой скоростью, c прицепом, в горах, по бездорожью. Мотору в этом случае необходимо хотя бы несколько минут поработать без нагрузки на холостом ходу. За это время быстро остынет турбокомпрессор- лопатки турбины, подшипник и т.д. Если этого не сделать, то все тепло от раскаленных лопаток пойдет через подшипник, который смазывается под давлением моторным маслом только во время работы. Оставшаяся в нем масляная пленка примет на себя весь тепловой удар - его последствия плачевны: очень быстрое окисление, образование лака и залипание подшипника.

"Синтетика ", с ее более высокой термоокислительной стабильностью и меньшей склонностью к образованию отложений, снизит интенсивность этого процесса, а поэтому повысит надежность и эффективность агрегата наддува.

Что нужно иметь ввиду при переходе на "синтетику" ?

При замене минеральных масел на синтетические обычно проблем не возникает. Тем не менее необходимо тщательно, как можно полнее слить предыдущее масло, чтобы свести к минимуму их взаимодействие, сменив, конечно, и фильтр. Промывать систему смазки не обязательно. Ведь производители смешивают минеральные основы (базы) с синтетическими, получая при этом частично синтетические масла.

Или, как говорят автомобилисты, "полусинтетику", то есть масла, в базе которых есть синтетическая составляющая. Такой компромисс оправдан: улучшаются эксплуатационные, в первую очередь, вязкостно-температурные свойства при невысоком увеличении цены масла.

Часто к этому прибегают в производстве масел классов SAE 10W-30 (40-50) c низкой испаряемостью. Синтетическая часть в маслах этого типа может составлять от 25 до 50 %.

Какими отрицательными качествами обладают синтетические масла?

Первое - сложность производства этих продуктов, а отсюда - очень высокая цена. Она превышает цену обычных минеральных в три-пять раз.

Вторая проблема - совместимость " синтетики " с резинотехническими изделиями. Отдельные компоненты синтетических базовых масел достаточно агрессивны к некоторым типам эластомеров. В этом наверняка убедились те, кто лил авиационную "синтетику" в двигатели своих автомобилей. Сальники и уплотнения служили недолго - ровно столько, чтобы доехать от аэродрома до гаража.

Однако эти проблемы для автомобильных масел в принципе решены и при эксплуатации двигателя несущественны.

Есть еще один минус. Не все присадки, используемые в минеральных маслах, растворяются в синтетических. По этой причине не следует доливать синтетическое масло в минеральное и наоборот.

Всегда лучше доливать то масло, которое залито в картер при смене.

Как отличить синтетическое масло от обычного ?

Прежде всего, по маркировке - в названии обычно есть слово "синтетика" - и по классификации API и SAE. Как правило, синтетические масла универсальные и соответствуют классам SG и Shв категории "Service" (для бензиновых двигателей ) и СD, CE в категории "Commercial" (для дизелей ). По SAE - это всесезонные масла очень широкого диапазона : 5W-40, 5W-50,10W-40,10W-60.

Допустимо ли применение синтетических масел в отечественных двигателях?

Здесь надо иметь в виду, что наши моторы проектировали и испытывали десять и более лет назад в расчете на масла того времени - классов SE,SF. Синтетические масла появились на нашем рынке гораздо позже и соответствуют более высоким классам - SG,SH, поэтому прямых указаний автозаводов на возможность их использования в инструкциях по эксплуатации нет. Однако производители масел указывают, что "синтетику" можно применять там, где в свое время были рекомендованы масла "низких" классов: например, SH вместо SG, SF, SE. Видимо, в ближайшее время инструкции к некоторым моделям будут дополнены с учетом сказанного выше.


Хостинг от uCoz