Данная статья написана после разговора со знакомым автомехаником, которого хотелось бы убедить в том, что при замене свечей зажигания на любом автомобиле к этому "процессу" надо относится со всей серьезностью...
На первый взгляд
все свечи зажигания одинаковые! Но когда мне клиент привез вместо свечей
зажигания BKR6E, которые были положены для его двигателя -
свечи зажигания с маркировкой BKR6EKUC, то это уже был явный
"перебор"...
И на его удивленный взгляд : " А что здесь такого? Эти даже лучше, смотрите,
у них даже два электрода, а я вот читал когда-то...". И пришлось немного
задержаться и "просветить" насчет свечей зажигания.
Говоря образно, вкрутив вместо рекомендуемой свечи зажигания для
данного двигателя привезенные им свечи зажигания, мы самостоятельно
изменим условия сгорания топливоздушной смеси в цилиндре двигателя.
Даже, несмотря на то, что "сохраним" калильное число.
Давайте попытаемся разобраться и подтвердить или опровергнуть "значимость
каких-то миллиметров по высоте свечи зажигания для устойчивой работы
двигателя".
Как мне думается, японские инженеры, первоначально создавая какой-то
новый виртуальный двигатель, на Большом компьютере просчитали все варианты и
выбрали самый наилучший : головка блока цилиндров должна быть сделана из таких-то
материалов и иметь такие-то размеры...камера сгорания должна иметь вот такую
конфигурацию и иметь такие вот размеры...поршень...и так далее, и тому подобное. Правильно?
В том числе при помощи того же компьютерного моделирования определяется та,
одна-единственная точка в камере сгорания, где при определенном составе
топливовоздушной смеси, при определенном давлении, в строго определенный момент
(остановимся пока на этом) и надо "подать" искру.
Эта точка в камере сгорания является оптимальной для того, что бы вся
топливовоздушная смесь "взорвалась" "правильно", без
побочных эффектов детонации, эффекта "полусгорания" и так далее.
В зависимости от этих параметров подбирается или заказывается
у Производителя свеча зажигания, которая должна обеспечивать наилучшие условия
воспламенения топливовоздушной смеси ( определенное калильное число свечи
зажигания, вид центрального электрода - обычный или "V" -
образный, "платиновая" или обычная и так далее).
И если мы самостоятельно изменим эту "точку воспламенения",
перенесем ее на "какие-то миллиметры" в ту или иную сторону, то
могут, как мне кажется, возникнуть непредсказуемые дополнительные
условия сгорания топливовоздушной смеси. И какими они будут, эти
условия, "хорошими или плохими" - сказать или предсказать
трудно.
Фирмы-производители не рекомендуют использовать другие (с другими показателями)
свечи зажигания.
Например, для Toyota - Cavalier выпуска 1996 года с двигателем 2.4 литра
рекомендуются свечи TR55VX
"BK" или
"BC" - говорит о диаметре резьбовой части и составляет "японский
основной стандарт" ( в основном встречается) - 14 мм ( или
шестигранник 16мм. ).
"R" - наличие резистора в конструкции свечи зажигания
Цифра
"6" или другая цифра в названии говорит о калильном числе свечи
зажигания:
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Самая
"горячая" свеча - с номером "2". Далее идет возрастание до
номера "11".Это самая "холодная" свеча зажигания.
Если закрутить в двигатель свечу с другим калильным числом, то при этом могут
получиться две самые распространенные неисправности: свеча зажигания или будет
перекаливаться, что грозит калильным зажиганием, или будет
"забрасываться" сажей, то есть не сможет самоочищаться.
Кстати, о самоочищении : проверить, правильно ли подобрана свеча для двигателя
можно и таким способом - запустить двигатель и дать ему поработать на ХХ
(холостом ходу) несколько минут. Заглушить двигатель и выкрутить свечу. Если ее
изолятор, до этого бывший белым стал с сероватым или черноватым оттенком - уже
хорошо. После этого снова закрутить свечу, запустить двигатель и "погонять"
его на оборотах около 3.000 минуты 3-4.Снова заглушить и снова выкрутить. Если
с изолятора свечи зажигания исчез серовато-черный налет - свеча стоит
"правильная", калильное ее число "правильное" потому что
поддерживается процесс самоочищения. Если этого не происходит - стоит
задуматься и искать причины.
На японских автомобилях для "массового" потребителя в основном
используются "стандартные" свечи зажигания со "стандартным"
калильным числом - 5 или 6.
Буква,
следующая сразу за цифрой в наименовании "говорит" о длине
резьбовой части свечи зажигания :
"E" - стандарт, 19 мм.
"EF" - 17.5мм
"FS" - 10.9мм
"H" - 12.7мм
"L" - 11.2мм
"S" - 9.5мм
"Z" - 21мм
Вторая буква, которая идет за цифрой в наименовании, определяет
особенности конструкции свечи зажигания:
S - стандартный
размер, диаметр центрального электрода составляет 2.5мм
A и B - специальное исполнение для специально изготовленных двигателей
K - два заземляющих электрода ( например, свеча зажигания BKR6EKUC
для двигателя GDI , Mitsubishi, 4G94 имеет специальное
исполнение - два заземляющих электрода (буква "К" в названии).
U - свеча с полуповерхностным разрядом (специальное исполнение)
С - удлиненное исполнение заземляющих электродов
M - два заземляющих электрода ( для свечей зажигания изготовленных только
для автомобилей Mazda специального исполнения).
Z - диаметр центрального электрода 2.9 мм
Q - свеча зажигания специального исполнения с полуповерхностным разрядом и с
четырьмя заземляющими электродами.
Т - свеча зажигания специального исполнения с тремя заземляющими электродами
GVV - свеча специального исполнения, для двигателей специального
исполнения, центральный электрод выполнен из платино-палладиевого сплава.
Достаточно дорогая даже для "буржуев", стоимость одной свечи
зажигания около $100.
V - "обыкновенная" свеча зажигания, правда, центральный
электрод у нее так же выполнен из платино-палладиевого сплава , предназначена
для "массового" потребителя.
W - центральный электрод выполнен из вольфрама. Долговечная. Дорогая.
Самая последняя цифра
в наименовании свечи зажигания - зазор между центральным и заземляющим
электродами.
Цифра " 11 " - зазор 1.1мм.
И так далее.
При замене и приобретении свечей зажигания спешить не стоит. Пользуйтесь правилом : " Доверяй, но проверяй".То есть, попросите сначала в одном магазине посмотреть в каталоге - какая свеча зажигания "идет" на ваш автомобиль, потом во втором, в третьем и так далее. Обойдите несколько магазинов и везде записывайте наименования. А потом сравните и посмотрите, сколько у вас будет совпадений. Вот уже по этому можно немного ориентироваться - не знаю, как сейчас обстоят с этим дела, но ранее практически во всех автомагазинах каталоги свечей зажигания были разными. Но лучше всего искать "правильные" свечи для вашего автомобиля - в Internet, на сайте производителя. Там уже точно ошибки не будет.
АВТОР: Владимир Петрович Кучер, город Южно-Сахалинск